19/07/2021

Начало трансграничного углеродного регулирования

Опубликованный Европейской комиссией план (Fit for 55) предполагает набор мер в области климатической, энергетической, сельскохозяйственной, транспортной и налоговой политики ЕС. Цель - сокращение выбросов парниковых газов по меньшей мере на 55% к 2030 году от уровня 1990 года. Ключевые меры: реформирование углеродного рынка ЕС, ужесточение требований по выбросам для транспорта, повышение налогов на моторное топливо, поддержка сектора возобновляемой энергетики и использования водорода, меры стимулирования устойчивого лесопользования и сельского хозяйства.

Этот законодательный пакет разработан в развитие программы «Европейский зеленый курс», которая, в частности, предполагает достижение углеродной нейтральности ЕС к 2050 году. Публикация пакета запускает два процесса: его рассмотрение в Совете ЕС и Европарламенте. Далее начнутся трехсторонние переговоры (парламента, совета и комиссии), после принятия пакета начнется разработка подзаконных актов. Все эти процедуры могут занять до полутора лет.

Для российских промышленников важны предложения по правилам трансграничного углеродного регулирования (CBAM). Речь идет о взимании трансграничных сборов за углекислый газ, выделяемый при производстве, в частности, таких товаров, как металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергия, поставляемых в страны ЕС. Еврокомиссия сообщила, что такой сбор призван защитить европейскую промышленность от зарубежных конкурентов, чья продукция не облагается сборами за выбросы углерода. Само регулирование (включая платеж) будет вводиться с 2023 года с переходным режимом до 2025 года.

Импортеры должны будут покупать цифровые сертификаты на каждую тонну выбросов СО2, который выделялся при производстве того или иного товара. Тем, кто откажется, грозят серьезные штрафы. Цена тонны СО2 в документах ЕК не указывается. Но уточняется, что импортерам придется платить столько же, сколько и европейским компаниям в рамках Европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов (EU ETS). Ее объем на конец 2020 г., по данным межконтинентальной биржи ICE, оценивался более чем в 50 млрд евро.

В Минэкономики РФ в среду заявили, что предложенное трансграничное углеродное регулирование (ТУР) затронет поставки из России стали, алюминия, труб, электроэнергии, цемента и удобрений общим объемом 7,6 млрд долларов.

Предполагается, что цена CBAM-сертификата будет привязана к средней за прошлую неделю цену единицы сокращения выбросов на европейском углеродном рынке (EU ETS), что сейчас составляет около €50–55 за тонну сокращений СО2-эквивалента. В отличие от обычных единиц сокращения, сертификатами невозможно будет торговать, доходы от них будут поступать в общий бюджет ЕС.

Если компания-производитель не из ЕС может продемонстрировать, что она уже уплатила «цену на углерод» при производстве импортируемых в ЕС товаров в третьей стране, соответствующие затраты могут быть полностью учтены, говорится в пакете. Пока правила такого зачета не ясны и требуют проработки. Непонятно, в частности, какие именно системы углеродного регулирования будут одобрены (в разных странах они работают, как правило, в форме углеродных налогов или систем квотирования и углеродной торговли).

В России, напомним, на национальном уровне пока запускается лишь «мягкая» форма углеродного регулирования, которая вводит лишь обязательную углеродную отчетность для крупных эмитентов и возможность реализации добровольных проектов по снижению выбросов и поглощению парниковых газов. Более жесткое регулирование будет запущено в рамках эксперимента пока только на Сахалине.

Пока в предложенном регулировании нет положений, которые создали бы возможность учета поглощения ПГ лесами и другими экосистемами, например, в результате реализации лесных климатических проектов (на что особенно рассчитывают в России). Напомним, что из правил углеродного рынка ЕС «лесные» проекты были исключены еще в 2020 году. Такие варианты компенсации выбросов были рассмотрены как уход компаний от реальных усилий по сокращению эмиссии парниковых газов.

Президент РСПП Александр Шохин заявил, что предложенный вариант пограничного углеродного сбора «во многом дублирует элементы европейской системы торговли квотами, фактически навязывая другим странам регуляторные практики ЕС, подобный подход полностью расходится с основными принципами, закрепленными в Парижском соглашении по климату». По мнению главы РСПП, в пакете очень много неопределенностей, включая аспекты расчетов и верификации углеродного следа продукции.

 


Другие новости этого раздела:

20/09/2022

ОАО РЖД может проиндексировать грузовые железнодорожные тарифы в 2023 году на 9,8%

Проект "ТОАЗа" по строительству перевалочного комплекса аммиака в порту Тамань получил одобрение общественности

12/09/2022

"Химактивинвест" направил предложение о выкупе 14,739% акций ПАО "Трансаммиак"

Yara близка к покупке производства удобрений Petrobras

02/09/2022

Прокуратура Пермского края намерена через суд истребовать акции ОАО "Соликамский магниевый завод"

Объявлено о проведении торгов по продаже Тольяттихимбанка

Первые в России проекты по снижению углеродного следа могут появиться в начале осени

24/08/2022

Bayer приняла решение продолжить экспорт товаров сельскохозяйственной промышленности в Россию

СОЖТ и ФАС раскритиковали предложения РЖД о создании государственной системы мониторинга стоимости услуг участников транспортного рынка

Lifosa обжаловала решение министерства финансов Литвы о назначении на предприятие временного администратора

ОАО РЖД хочет ввести обновленный прейскурант в 2023 году

«Акрон» стал лауреатом Всероссийского конкурса «Инвестиции в развитие здоровой страны»

«Фосагро» проведет собрание акционеров 21 сентября

04/08/2022

ITC установила ущерб от импорт нитрита натрия из России

Shell может потерять 4 млрд долларов из-за выхода из проектов в России