06/06/2022

Российские сельхозмашиностроители и аграрии могут столкнуться с нехваткой шин

В России может возникнуть нехватка шин для сельхозтехники и специализированных машин для агросегмента, опасаются опрошенные “Ъ” участники. Наибольшие риски дефицита в премиальном сегменте шин, поскольку основные его участники приостановили отгрузки в РФ. О таких рисках заявили в «Мишлен» и Continental. В Bridgestone говорят, что наблюдали дефицит в премиальном сегменте сельскохозяйственных шин в 2021 году. Основная потребность в шинах для тракторов приходится на начало февраля и длится до конца апреля, для комбайнов - с середины сентября и до середины октября, продолжают в компании. Традиционный пик спроса на шины для сельскохозяйственной техники - первый квартал, отмечает эксперт компании «Мишлен». При этом он поясняет, что в этом году клиенты заранее формировали запасы, так как фиксировалось смещение спроса из первого квартала 2022 года в четвертый квартал 2021 года.

Приостановка поставок во втором квартале неизбежно вызовет на рынке дефицит шин премиальных брендов, заключает он.

По данным Росстата, в 2021 году в РФ было выпущено 1,6 млн шин и покрышек для сельскохозяйственных машин. В Минпромторге указывают, что объем производства с января по март составил 439,4 тыс. штук, потребление - 429,39 тыс. штук, экспорт - 111 тыс. штук, импорт - 101 тыс. штук. BusinesStat по итогам 2020 года (последние актуальные данные) оценивал, что на российском рынке шин и покрышек для сельскохозяйственной техники преобладает продукция отечественных компаний. Основную конкуренцию ей составляют сельхозшины, поставляемые из Китая, Индии и Белоруссии, что сходится с данными статистики ФТС за 2021 год.

На мировом рынке шин для сельхозтехники основные позиции занимают Bridgestone, Titan International, Continental, Michelin и индийский BKT.

Американский Titan владеет 64,3% в российском предприятии «Волтайр-Пром», которое в том числе выпускает шины под этой маркой. Согласно данным компании, на российское предприятие в 2021 году приходилось примерно 6% мировых продаж Titan, но в январе-марте эта цифра упала до 5%. Titan приостановил инвестиции в РФ, сообщив, что завод сейчас работает на низкой загрузке в соответствии с санкциями, но в компании подчеркнули свою роль в обеспечении транспортировки продуктов питания и других товаров первой необходимости.

В 2021 году рынок в России рос, говорят в Continental: «Рост продаж шин для спецтехники составлял двузначные величины в процентном выражении, особенно впечатляющим был рост в сельскохозяйственном сегменте». Уже тогда фиксировался дефицит популярных на рынке типоразмеров шин, а также постепенное выравнивание цен на развитых и развивающихся рынках, подчеркивают в Continental: «На этом фоне отмечалось интенсивное проникновение на российский рынок шин экономсегмента из стран Южной и Юго-Восточной Азии».

Председатель правления ассоциации дилеров сельхозтехники АСХОД Александр Алтынов подтверждает, что ключевой вопрос сейчас - именно нехватка некоторых типоразмеров, дефицит которых наблюдался и ранее.

В Минпромторге говорят, что возможности производителей «Волтайр-Пром» и «Нортек» позволяют полностью закрыть потребности внутреннего рынка. «Ажиотажного спроса, по крайней мере на сельскохозяйственные шины, на рынке не отмечается. Сказывается дальновидность многих владельцев, успевших приобрести шины заранее, а также невысокая импортозависимость этого сегмента»,- сообщили в министерстве.

Не видят рисков и аграрии. Гендиректор агрохолдинга «Степь» Андрей Недужко говорит, что «на производителей шин, ушедших с рынка, приходилось 8–10% закупок агрохолдинга»: «Основной объем приобретаем у российских производителей (около 60%), а также индийских и турецких поставщиков. Сейчас в агрохолдинге запасы шин для бесперебойной работы техники. Мы также изучаем предложения иных производителей и не видим для себя рисков в ближайшей перспективе».

Замдиректора ассоциации производителей спецтехники «Росспецмаш» Вячеслав Пронин отмечает, что в сегменте шин для спецтехники российские производители покрывали только порядка 30% спроса. «Импортозависимость высокая, далеко не все типоразмеры производятся в России, особенно для прицепной сельхозтехники, а также сеялок и культиваторов (малые размеры) и мощных тракторов (большие размеры). Также нет выпуска шин низкого давления, например, на опрыскиватели»,- рассказывает он. По объему самый крупный сегмент - это прицепная техника, десятки тысяч машин.


Другие новости этого раздела:

31/10/2022

Technip Energies объявляет о покупке технологии Biosuccinium ® у DSM

Bridgestone инвестирует в экологически устойчивый источник каучука

10/10/2022

В Университете штата Колорадо разработали способ 100-процентной переработки пластика

23/09/2022

"Сибур" запустил производство ПЭТ-гранул из вторсырья

24/08/2022

Grupa Azoty приостановила работу некоторых своих установок из-за высоких цен газа

05/08/2022

«Синтез-Каучук» выпустил юбилейную 5-миллионную тонну изопренового каучука

04/08/2022

"Куйбышевазот" увеличил выпуск полиамида-6 на четверть

24/06/2022

BASF на выставке K 2022: Ускорение продвижения к устойчивому будущему с помощью пластмасс

Lanxess сфокусируется на темах электромобильности и экологичности на K 2022

21/06/2022

"Сибур" нарастит производство трубных марок полипропилена и полиэтилена

Российские компаундеры готовы заместить до 80 % материалов для производства автокомпонентов к концу 2022 года

Андрей Петров назначен генеральным директором БИАКСПЛЕНа

16/06/2022

"Сибур" нарастит производство полимеров для упаковки молочной продукции

SABIC на K Show сосредоточится на устойчивых решениях

10/06/2022

Российский компаундер довел количество «автомобильных» марок в портфеле компании до 285