07/07/2001
Корпоративные стратегии: влияние внерыночных факторов учитывать необходимо
Чтобы разработать необходимый комплекс тактических и стратегических
мероприятий, прежде всего компании необходимо провести позиционный анализ
рынка, разобраться во взаимодействии сил на рынке, зонах компетенции
разных компаний и внерыночного окружения. Корпоративные аналитики традиционно
сосредотачиваются на рыночной среде, в которой работают компании, и на
организации деятельности самих компаний, в то время как внерыночным
факторам, способным создавать новые возможности на рынке и влиять на
корпоративные стратегии, уделяется мало внимания. Доказано, что без учета
социального, политического и законодательного контекста, внутри которого
работают компании — иначе говоря, внерыночной окружающей среды —
рыночные стратегии оказываются неадекватными.
Чтобы успешно разрабатывать комплексные рыночные и внерыночные тактические и стратегические схемы, компаниям необходимо понимать, какие трудности могут возникать в данном внерыночном контексте, каковы интересы основных рыночных групп, каковы установки тех институтов, которые осуществляют политические решения, а также какая информация имеется в наличии у участников рынка (см. David Baron, Business and its environment, New Jersey-Prentice Hall, 2000). Проблемы могут быть как специфически экономического, так и внерыночного характера, но они, тем не менее, могут влиять на экономическую деятельность. К примеру, в международной практике, особенно в азиатском регионе, вопросы окружающей среды и трудовых стандартов сразу же вызывают проблемы внерыночного характера, которые могут существенно повлиять на рыночную стратегию компании. При заключении коммерческих сделок и договоров также имеет смысл учитывать, что несут с собой подобного рода вопросы и какие последствия могут иметь для заключенных сделок.
Интересы участников рынка в значительной степени определяются задачами, стоящими на повестке дня. Ключевым для построения внерыночной стратегии компании фактором является понимание ее приоритетов: что в данном конкретном случае выходит на первый план и как, с учетом интересов других игроков, можно построить коалицию для достижения своей цели — например, выстроив цепочку поставщиков.
Что касается взаимоотношений политических институтов и участников рынка, то первые представляют собой не просто арены, на которых развертывается политическая деятельность компаний и иных игроков рынка, не просто вместилища их взаимодействий. Напротив, определяя свою внерыночную стратегию, нам следует учитывать интересы и возможности правительственных институтов. В Европе и Азии правительственные стратегии оказывают особенно существенное влияние.
К последнему фактору - информации - относится все то, что известно о рассматриваемом вопросе. Знания, таким образом, играют ключевую роль в формировании политики, оказывая влияние и на развитие ключевых институтов. В стратегической перспективе, появление нового знания может стать основой для достижения такого соглашения между разными группами игроков рынка, которое позволит им выйти за рамки классического конфликта с нулевой суммой.
Продвигать свою стратегию можно самыми разными путями, в том числе и с помощью лоббирования, аргументирования, влияния на политическую деятельность, поддержки на выборах, публичной пропаганды и агитации, судебных действий (см. David Baron, Business and its environment, New Jersey-Prentice Hall, 2000). Лоббирование и аргументирование являются довольно стандартными тактическими приемами. Традиционными являются также усилия по созданию широкой общественной поддержки с целью оказать влияние на чиновников, принимающих решения. Гораздо менее очевидным является воздействие на политическую деятельность. Эта тактика заключается в том, чтобы различными способами добиваться благоприятных для компании политических решений.
В качестве примеров можно привести дискуссии об открытии рынков в Японии, включение вопроса об интеллектуальной собственности в повестку дня Уругвайского Раунда GATT (Генерального Соглашения по тарифам и торговле) и продвижения таких соглашений, как NAFTA. В большинстве случаев деятельность такого рода включает в себя создание коалиций со сходно мыслящими компаниями, а также множество тактических действий, направленных на поддержание процесса принятия нужных решений.
Короче говоря, компании, желающие добиться успеха на рынке, должны также ориентироваться в своем внерыночном окружении, разрабатывать стратегические и тактические схемы для решения проблем, с которыми они сталкиваются.
Другие новости этого раздела:
21/05/2025
13/05/2025
На Невинномысском Азоте расширили на 6,3% мощности по производству КАС-32
25/04/2025
21/04/2025
Южнокорейская Daewoo E&C построит в Туркменабате завод минеральных удобрений
01/04/2025
Yara заявляет о возможном увеличении производства
24/03/2025
Basf объявил о открытии крупнейшего в Европе проекта по производству зеленого водорода
10/03/2025
18/02/2025
Марокко планирует достичь производства одного миллиона тонн «зеленого» аммиака к 2027 году
05/02/2025
30/01/2025
В планах у ОАО «СМЗ» создание нового разделительного производства
16/01/2025
14/01/2025
25/12/2024
IFA учреждает первую премию за научные инновации
«КазАзот» выбрал технологии KBR для своего завода