08/04/2021

Карбоновые полигоны

В Свердловской области десятки компаний пытаются зайти в проект создания карбоновых полигонов и ферм. Владельцы земель рассчитывают получить федеральное финансирование на оборудование либо продавать квоты на выбросы, пишет РБК. Вероятной площадкой первого карбонового полигона на Среднем Урале называют Коуровскую обсерваторию, которая принадлежит Уральскому федеральному университету. Однако решение не принято — участок будет определен в ходе конкурса, итоги которого должны быть подведены в апреле. 

Напомним, что в России создается система полигонов для измерения антропогенных выбросов парниковых газов на территории страны. Они получили название "Карбоновые полигоны" (от англ. carbon — углерод). По сути это земельные участки, где будут разрабатывать и испытывать технологии контроля за выработкой и поглощением парниковых газов, а также изучать скорость фотосинтеза разных растений. Методическую поддержку проекту окажет Экспертный совет при Министерстве науки и высшего образования. Всего в России планируют создать 80 карбоновых полигонов.

Впервые тема карбоновых полигонов стала широко обсуждаться в 2019 году, когда страна присоединилась к Парижскому соглашению по борьбе с изменениями климата. К 2022 году Евросоюз планирует ввести углеродный налог для импортных товаров, производство которых сопровождается выбросом парниковых газов. У всех ввозимых товаров должен быть рассчитан так называемый углеродный след. Это совокупность выбросов на протяжении всего жизненного цикла продукции — от добычи сырья до транспортировки, измеряется он в тоннах СО2-эквивалента. Ожидается, что в 2021 году будет определен механизм расчета нового налога.

Минобрнауки запустило пилотный проект по созданию полигонов для разработки и испытаний технологий контроля углеродного баланса в феврале текущего года. Реализация проекта соответствует в том числе целям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, принятой в декабре 2016 года, и национальному плану мероприятий адаптации к изменениям климата.

Первые полигоны появятся в России в ближайший год. В число пилотных регионов, на территории которых они будут созданы, вошли Чеченская республика, Краснодарский край, Калининградская, Новосибирская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области. 

В министерстве подчеркивают, что полигоны также станут площадками по популяризации науки среди студентов и школьников. Если полигоны будут иметь открытый для посещения делегациями формат, это позволит не только популяризировать экологическую повестку на местах, но и обеспечит базу для профориентации молодёжи.

В сентябре 2020 года в России уже был создан первый карбоновый полигон на землях сельскохозяйственного назначения площадью 600 га в Калужской области, расположенных в границах Национального парка «Угра». Алексей Белинский, генеральный директор Группы Ctrl2GO, которая является инициатором проекта, заявлял тогда: «Объем мирового рынка торговли карбоновыми квотами оценивается в $100 млрд. К 2030-му году ожидается его многократный рост, что сделает карбоновую отрасль одной из ведущих в мировой экономике. В ходе работ на полигоне в Калужской области будет реализован комплекс инновационных научных и технологических решений. Их применение позволит создать научно-обоснованные методики для объективного расчета углеродного баланса и может стать основой для разработки национальных экологических стандартов в России. Научные сотрудники полигона занимаются сбором экологически значимой информации при помощи космических, беспилотных и наземных систем, созданием программных продуктов для обработки и использования полученной информации, адаптацией существующих математических моделей для анализа текущей ситуации на исследуемых территориях».

Отметим, что также планируется создавать карбоновые фермы, это густо засаженные участки, где растения поглощают углекислый и прочие парниковые газы в больших объемах. Владелец земли должен получить аттестацию и после этого может продавать компенсационные квоты — ценные бумаги с номиналом в тоннах утилизированного СО2, которые освобождают импортера от уплаты углеродного налога. Причем подходят для такой фермы почти любые участки, в том числе промышленные отвалы. По оценкам экономистов, это очень капиталоемкий рынок, «вторая нефть». Эмиссионные квоты продаются на фондовом рынке. В конце 2020 года они торговались по цене 32,03 евро за тонну. По данным агентства Reuters, в 2018 году объем мирового рынка углеродных квот составил 164 млрд долларов.

 


Другие новости этого раздела:

04/12/2024

Metso представляет интегрированную установку электроосаждения меди для оптимизации производства катодной меди

21/11/2024

Petrobras и Yara подписали соглашения о техническом сотрудничестве и коммерциализации Arla 32

14/11/2024

Завод по производству низкоуглеродных удобрений планируется построить в США

06/11/2024

Депутат подготовил законопроект о введении утилизационного сбора на железнодорожный подвижной состав

"ТопТех" выступит единым поставщиком проектной документации для замены внутренних устройств колонны синтеза аммиака АО "Азот"

Тайвань ужесточил ограничения по экспорту станков в Россию и Белоруссию

22/10/2024

Daewoo Engineering & Construction выиграла международный тендер на строительство завода по производству минеральных удобрений в Лебапской области Туркмении

10/10/2024

Проект перевалочного комплекса аммиака и минудобрений в порту Тамань будет включен в национальный проект «Эффективная транспортная система»

01/10/2024

Крупные и средние компании планируют увеличить свои инвестиции в научные исследования и разработки

17/09/2024

Mitsubishi ведет переговоры о покупке доли в техасском проекте ExxonMobil

13/09/2024

«Тольяттиазот» завершил пилотный проект по установке быстродействующего автоматического ввода резервного питания

10/09/2024

В Дании открыли новый «зеленый» аммиачный завод

05/09/2024

Sandvik получила заказ от компании BHP для калийного проекта в Янсене

29/07/2024

CF Industries развивает проект по сокращению выбросов на предприятии в Язу

23/07/2024

«Акрон» в Великом Новгороде продолжает расширять парк собственного железнодорожного транспорта