13/06/2001
Европейский Союз: стратегия будущей политики по химикатам
Брюссель, 13 июня 2001г.
Совет напоминает:
- Состоялись дискуссии о необходимости реформировать промышленную политику Европейского Сообщества в области химических производств. Эти дискуссии прошли на неформальных встречах министров охраны окружающей среды 24-25 апреля 1998 г. в Честере и 8-9 мая 1999 г. в Веймаре. 21-22 декабря 1998 г. совет одобрил первое соглашение по этому вопросу. Следующая серия соглашений относительно единой политики Сообщества в области химической промышленности была принята 24-25 июня 1999 г.
- Приняты решения Совета внутреннего рынка от 25 мая 2000 г."О регулировании/упрощении законодательства" (SLIM - Better Regulation/Simplification of Legislation), решения Промышленного совета от 14 ноября 1996г. «О конкурентной политике в европейской химической индустрии», а также решения, принятые Советом по охране окружающей среды 30 марта 2000 г. на совещании Комиссии о стратегии Сообщества по отношению к веществам, разрушающим эндокринную систему.
- Принята резолюция Совета от 4 декабря 2000 г. "О принципе предосторожности", поддержанная на сессии Совета Европы в Ницце 7-9 декабря 2000 г.
- Принята резолюция Совета и представителей правительств стран-членов Европейского Сообщества от 1 февраля 1993 г. "О политике и мерах по охране окружающей среды" («the 5th EAP»), провозгласившая в качестве приоритетных мер установление дополнительной финансовой нагрузки для компаний с высоким уровнем химического производства, разработку программ по снижению рисков химического загрязнения и стремление к сокращению тестирования химических препаратов на позвоночных животных.
- Учитывает как национальные стратегии в области химической промышленности, принятые в разных странах-членах Сообщества, так и результаты различных инспекций, касающихся следования правилам классификации и маркирования, принятым в некоторых из этих государств.
- Одобряет публикацию "Белой книги" комиссии - «Стратегии будущей политики по химикатам», рассматривая ее как важнейший первый шаг в выработке новой политики в этой сфере.
- Напоминает об обсуждении "Белой книги" на Совете по охране окружающей среды, состоявшемся 8 марта 2001 г., Совете по внутреннему рынку, туризму и делам потребителей, состоявшемся 12 марта 2001 г.и прениях на Промышленном совете 14-15 мая 2001г.
- Учитывает дискуссию по "Белой книге", имевшую место на собрании крупных акционеров химических компаний, устроенном Комиссией 2 апреля 2001г.
- Подтверждает свои обязательства по выработке новой химической политики и новой, единой для всего Сообщества, системы контроля за химикатами (веществами и препаратами), в том числе выработке законодательного регулирования вопросов содержания химикатов в продукции.
- Уведомляет, что многие принципы, изложенные в "Белой книге" и обсуждавшиеся Советом, требуют дальнейшей разработки и совершенствования для того, чтобы предложенный механизм контроля за химикатами стал действительно работоспособным и эффективным.
- Считает, что: Новая химическая политика должна предполагать осуществление поддержки развития и укрепление гарантий на самом высоком уровне защиты человеческого здоровья (в том числе, здоровья занятых в производстве) и окружающей среды, в сочетании с поддержкой новых технологий и выполнением требований европейской индустриальной конкуренции. Такая политика должна отражать сложность и разнообразие индустрии Европейского Сообщества, учитывать дальнейшее использование химикатов и, в особенности, специфические потребности SME, в том числе, где это необходимо, оказание им соответствующей поддержки.
- Указанная политика направлена на то, чтобы в течение жизни одного поколения (к 2020 году) добиться того, чтобы производство и потребление химикатов не наносило сколько-нибудь значительного ущерба здоровью человека и состоянию окружающей среды, что соответствует также директиве "О принципах использования вод" и обязательствам стран-членов ЕЭС и Европейского Сообщества в целом, закрепленным в международных договорах.
- Новая химическая политика должна стать важной частью программы действий по охране окружающей среды, которая в настоящий момент рассматривается в Европейском Парламенте и Совете Европы, особенно в отношении окружающей среды и здоровья, что также потребует от Европейского Сообщества поддерживающей стратегии развития.
- В соответствии с упоминавшейся выше резолюцией Совета и совещания Комиссии «О Принципах Предосторожности» основополагающим для новой химической политики должен стать принцип предосторожности.
- С целью уменьшения риска для здоровья человека и состояния окружающей среды, опасные химические соединения должны быть заменены на безопасные или должны использоваться альтернативные технологии, не связанные с применением химикатов.
- Для разработки новых безопасных химикатов и альтернативных технологий, а в особенности для того, чтобы обеспечить появление безопасных альтернатив ныне используемым проблемным химикатам и поддержать обновление и развитие химической индустрии, необходимо стимулировать инновации.
- Чтобы обеспечить целостность внутреннего рынка, новая химическая политика должна быть разработана на уровне Сообщества, должна удовлетворять правилам Всемирной торговой организации (ВТО), а также требованиям многосторонних соглашений по охране окружающей среды.
- Новая химическая политика должна разработать рациональные, прагматические и эффективные процедуры, чтобы преодолеть имеющийся недостаток знаний о свойствах существующих химических соединений, их использовании и разрушаемости, а также двигаться в направлении развития мер по оценке рисков и мер по их предотвращению. Требования по регистрации новых химических соединений должны отвечать реальным возможностям Европейского Сообщества, но соответствовать жестким требованиям защиты здоровья человека и окружающей среды.
- Необходимо возложить на промышленность, в том числе потребляющую химикаты в своем производстве, ответственность за накопление знаний о химических соединениях, их оценку и управление рисками, возникающими при их использовании. Необходимо также содействоватьсосредоточению внимания властей на наиболее проблемных химикатах.
- Регистр химических соединений Европейского Сообщества должен базироваться на отвечающем тем же принципам подходе к сбору данных. Химикаты, дающие повод для серьезного беспокойства, могут использоваться только в установленных и строго определенных случаях, их использование должно быть предметом специального лицензирования. Использованием других химических соединений должна управлять эффективная процедура принятия решений, дающая возможность при необходимости быстро включить меры по устранению рисков.
- Международное сотрудничество в области контроля за химикатами достигло существенного прогресса, особенно после подписания Стокгольмской конвенции по персистентным органическим загрязнителям (POPs), прогресса в создании Глобально согласованной системы классификации и категоризации рисков (GHS) и решения исследовать необходимость стратегического подхода к международному управлению химической промышленностью, принятом Управляющим советом Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП, UNEP). Новая химическая политика Европейского Сообщества станет важным вкладом в эту работу, равно как и в работу других форумов, в том числе Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).
- Поддерживает сделанное в "Белой книге" предложение по созданию отвечающей вышеперечисленным требованиям системы по контролю за химическими соединениями REACH (регистрация, оценка и лицензирование химических соединений), в соответствии с которой как к новым, так и к уже существующим веществам будут предъявляться единые требования. Однако Совет подчеркивает, что проект REACH должен разрабатываться для улучшения идентификации и управления рисками, связанными с использованием химикатов.
- Подчеркивает, что:Тестирование на животных должно быть сведено к минимуму, необходимому для достижения стратегических целей, в том числе высококачественной защиты человеческого здоровья и окружающей среды. Компании должны публиковать все данные по тестированию во избежание повторного тестирования одних и тех же веществ. Необходимо создать механизмы, которые бы исключили излишние тесты с участием животных. Адекватное количество материальных ресурсов должно быть направлено на исследования, разработку и проверку единых общемировых стандартов, основанных на альтернативных методах тестирования in vitro. Таким образом, работа должна быть ускорена на всех уровнях. Любая деятельность в рамках новой структурной исследовательской программы должна рассматривать эти требования среди своих главных приоритетов. Наряду с поддержкой этого проекта в Европейском центре по проверке достоверности альтернативных методов (ECVAM), Сообщество должно играть более активную роль в Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), чтобы содействовать широкому внедрению проверенных альтернативных методов тестирования без участия животных.
- Необходимы дополнительные исследования, которые позволят расширить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека и состояние окружающей среды, а также разработка методов оценки риска. Существенно, что финансирование такого рода исследований через общественные научные фонды стало возможным как на уровне Сообщества, так и на уровне стран-членов.
- В обязанность промышленных предприятий должен быть вменен сбор достаточного объема информации о химических соединениях и принятие мер по обеспечению химической безопасности («долг обеспечения осторожности») вне зависимости от фактического объема производства. Эти требования должны выполняться, даже если специфические показания к этому отсутствуют.
- Для подтверждения исполнения «долга осторожности» предприятия должны собирать и предоставлять властям по первому требованию определенные сведения, включая информацию о свойствах химических соединений, которые они производят и используют в производстве, в том числе содержащихся в составе готовых продуктов своего производства, и объемах производства этих веществ.
- Предприятия должны также гарантировать качество своих оценок рисков и стратегий по их уменьшению, в том числе посредством аудита/экспертной оценки или другими способами.
- В целом новая система должна гарантировать, что химическое соединение нельзя будет продать или использовать в производстве, если производитель в течение оговоренного периода времени не предоставил требуемую системой REACH информацию об этом соединении.
- Единый календарный план регистрации информации о химических соединениях должен обеспечивать достаточную гибкость системы для скорейшей регистрации и быстрого скрининга интересующих соединений. В порядке улучшения показателя издержки/эффективность и поддержания потребления химических соединений система должна быть дополнена списком приоритетов, описывающим оцениваемые вещества с указанием предельного времени их оценивания и обработки данных, а также мер по предотвращению риска и порядка лицензирования.
- Принимая во внимание использование химических соединений для создания готовых продуктов, следует отметить "Зеленый документ о политике по сложным продуктам" (Integrated Product Policy), который может иметь большое значение. Документ нуждается в дальнейшей доработке в соответствии с "Заключением по "Зеленому Документу", принятым Советом сегодня.
- Все случаи использования химических соединений в продуктах должны быть учтены новой системой. Комиссия должна к концу 2001г представить проект, указывающий подходы к унифицированному описанию продуктов, производимых вне Сообщества, которое отвечало бы европейским стандартам.
- Как производители, так и промышленные потребители должны разработать эффективный процесс обмена информацией внутри производственной цепочки, базирующийся на общих обязательствах по безопасному использованию их продукции. Информация, касающаяся правил безопасной работы с химическими соединениями, а также включающими их готовыми продуктами, должна быть доступна всем пользователям. Доступ акционеров к неконфиденциальной информации в центральной базе данных является важной, но не единственной особенностью. Необходимо выработать и другие средства, облегчающие доступ к информации для потребителей и профессиональных пользователей, что позволит сделать наилучший выбор для здоровья человека и сохранности окружающей среды. В основе этих средств должна лежать обязанность производителей, промышленных пользователей и продавцов (дистрибьюторов) в понятной и общедоступной форме предоставлять исчерпывающую информацию о содержании химических соединений в готовых продуктах, их угрозах и рисках, соответствующим образом маркировать продукты, принимая во внимание права интеллектуальной собственности. Более того, должны быть проработаны связи между регистрацией данных в соответствии с новой системой и существующим законодательством в области маркировки и классификации.
- Ответственность за управление системой REACH должна быть разделена между общественными деятелями стран-членов Сообщества, Комиссией и центральной организацией. Центральная организация должна выполнять специфические задачи: управление центральным регистром и подготовка решений на уровне Сообщества, а также поддержка общественных деятелей, занимающихся оценкой химических соединений. Распределение ответственности между странами-членами Сообщества нуждается в дальнейшем уточнении.
- Страны-члены Сообщества и Комиссия должны уделить все внимание эффективному применению новой системы, задействовав необходимые ресурсы на всех уровнях, используя средства, созданные Сообществом для облегчения применения системы странами-членами.
- Необходимо выработать и применять все необходимые меры предосторожности в использовании новых химических соединений в соответствии с требованиями, изложенными в Аархусской конвенции Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН, UN-ECE) и касающимися доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию.
- Призывает комиссию: Представить к концу 2001 г. основные предложения по простому, ясному и прозрачному своду регулирующих правил применения стратегии, включая распределение ответственности производителей и промышленных потребителей за быструю разработку мер по снижению риска, для обеспечения выполнения сроков внедрения стратегии.
- Скорейшим образом создать рабочую группу из представителей стран-участниц, которые в переходный период до вступления в силу нового законодательства, консультируясь с производителями, неправительственными организациями и другими участниками рынка, будут искать способы идентификации новых химических соединений, позволяющие определить приоритетные действия, выработать ясные и очевидные критерии скрининга, основные требования к информации, исследовать возможность применения методов моделирования и систематизации химических соединений. Необходимо также оценить степень доступности информации, используемой для определения искомых приоритетов, в частности информации производителей о существующих химикатах, производимых в больших объемах (ICCA). Первые результаты работы группы должны быть получены к концу 2002 г., чтобы начать сбор данных по отрасли прежде, чем новое законодательство вступит в силу, и выдержать сроки его вступления в действие.
- Приглашает Комиссию при выработке своих предложений: Более глубоко исследовать законодательство в смежных областях, как указано в Заключении Совета от июня 1999 г., и рассмотреть меры, которые позволят избежать дублирования законодательной деятельности. Обеспечить одинаковый уровень защищенности во всех областях законодательства Сообщества, в том числе в областях безопасности труда, крупного ущерба от техногенных катастроф, защиты потребителя, упаковки пищевых продуктов, защиты воды, растений, переработки отходов, ядохимикатов, косметики, игрушек и так далее.
- Изучить возможность введения в систему REACH простого регистра, содержащего вещества, производимые в количествах менее 1 тонны, с целью возможного ранжирования интересующих веществ по приоритетным группам.
- Изучить возможность разработки скрининговых процедур для эффективной идентификации химикатов с потенциально вредными свойствами, а также для определения химических веществ в первую очередь нуждающихся в дополнительном изучении или ускоренной разработке мер по контролю риска.
- Изучить возможность выработки критериев для классификации веществ по категориям опасности и исследовать пригодность для применения соответствующих способов контроля, основанных на критериях опаcности и использовании моделей, в сочетании с благоразумным и предусмотрительным управлением химическим производством.
- Детально разработать требования к информации о химических веществах, производимых в количествах до 10 тонн, и, тем самым, гарантировать, что предоставляемой информации достаточно для их классификации и маркирования, а также для оценки потребности в мерах по предотвращению связанных с ними рисков. Сообщаемая информации должна включать в себя описание действий в случае непреднамеренной утечки вещества, а также мер по защите здоровья работников и безопасности их труда, разработанных с минимальным использованием тестирования на животных.
- Разработать процедуры, которые могли бы применяться как властями, так и производителями для упрощения выбора стратегий тестирования и сокращения тестирования на животных. К ним относятся использование дерева решений, специфические методы скрининга, универсальные для всех химикатов, например, компьютерное моделирование и тестирование веществ на свойства персистировать и накапливаться в тканях. Кроме того, следует учитывать затраты на достижение соответствия тестовым требованиям.
- Для сокращения сил и средств, вкладываемых в новую процедуру лицензирования, постараться максимально упростить ее, а также облегчить доступ к информации. С этой целью лицензии, оказывающие влияние на внутренний рынок, должны быть действительны на всей территории Сообщества, и выдаваться на уровне Сообщества.
- Как только будут установлены необходимые критерии идентификации, к категориям особо опасных веществ, являющихся предметом специального лицензирования, должны быть добавлены группы персистирующих, накапливающихся в тканях и токсичных химических соединений (PBT) и весьма персистирующих, очень быстро накапливающихся в тканях химических соединений (VPVB);
- Рассмотреть вопрос о включении ныне известных химикатов-разрушителей эндокринной системы в систему обязательного лицензирования, как только будут установлены согласованные и достоверные в научном отношении критерии. Исследовать, какие еще химические соединения с опасными свойствами, например, вещества-сенситизаторы или вещества, вызывающие хронические отравления, должны быть включены в систему лицензирования.
- Координировать в кооперации со странами-членами Сообщества их вклад в международное сотрудничество по созданию Глобально согласованной системы классификации и категоризации рисков (GHS), анализировать ее применительно к европейскому законодательству и оценить необходимость внесения законодательных поправок для ее внедрения.
- Детально исследовать, как должен строиться и финансироваться центральный орган, такой как образующееся сейчас Европейское химическое бюро (ЕСВ) или какой-то другой, чтобы избежать удвоения функций, а также выяснить, какие взносы, фонды и другие источники финансирования могут поддерживать жизнедеятельность таких органов, какие задачи возлагаются на страны, являющиеся членами Сообщества, оценить и минимизировать общие издержки их администраций, по возможности удержав их в границах, определенных существующим законодательством.
- Разработать правила и практические механизмы, которые будут действовать, когда новая система вступит в строй, регламентирующие порядок открытого предоставления производителями данных тестирования и другой информации, дабы избежать двойного тестирования и перекосов рынка, а также обеспечить справедливое распределение расходного бремени, обязательно учитывая права собственности группы, предоставившей данные.
- Изыскать возможности для введения в действие и исследовать адекватность эффективной системы гарантирования качества данных, предоставляемых производителями, поддерживать новое законодательство, в том числе проводить регулярные обзоры работы системы, позволяющие вносить улучшения, если она не отвечает поставленным целям.
Другие новости этого раздела:
04/12/2024
28/11/2024
Выручка Группы «Акрон» по МСФО за девять месяцев 2024 года выросла на 10%
27/11/2024
"Куйбышевазот" выплатит дивиденды за 9 месяцев 2024 года
"Фосагро" завершило размещение 5-летних облигаций с офертой через 2 года объемом 20 млрд рублей
14/11/2024
«Северо-Западная Фосфорная Компания» инвестирует в социально-экономическое развитие города Апатиты
Суд частично удовлетворил иск "Русхимальянса" к Linde и взыскал более 100 млрд рублей
13/11/2024
Выручка Mosaic сократилась на 21%
Bayer сохранил продажи и снизил прибыль
Fertiglobe снизила продажи собственной продукции
08/11/2024
BASF завершила третий квартал с чистой прибылью
Прибыль компании Nutrien за третий квартал не оправдала ожиданий Уолл-стрит