13/06/2001

Европейский Союз: стратегия будущей политики по химикатам

Брюссель, 13 июня 2001г.

Совет напоминает:

  1. Состоялись дискуссии о необходимости реформировать промышленную политику Европейского Сообщества в области химических производств. Эти дискуссии прошли на неформальных встречах министров охраны окружающей среды 24-25 апреля 1998 г. в Честере и 8-9 мая 1999 г. в Веймаре. 21-22 декабря 1998 г. совет одобрил первое соглашение по этому вопросу. Следующая серия соглашений относительно единой политики Сообщества в области химической промышленности была принята 24-25 июня 1999 г.
  2. Приняты решения Совета внутреннего рынка от 25 мая 2000 г."О регулировании/упрощении законодательства" (SLIM - Better Regulation/Simplification of Legislation), решения Промышленного совета от 14 ноября 1996г. «О конкурентной политике в европейской химической индустрии», а также решения, принятые Советом по охране окружающей среды 30 марта 2000 г. на совещании Комиссии о стратегии Сообщества по отношению к веществам, разрушающим эндокринную систему.
  3. Принята резолюция Совета от 4 декабря 2000 г. "О принципе предосторожности", поддержанная на сессии Совета Европы в Ницце 7-9 декабря 2000 г.
  4. Принята резолюция Совета и представителей правительств стран-членов Европейского Сообщества от 1 февраля 1993 г. "О политике и мерах по охране окружающей среды" («the 5th EAP»), провозгласившая в качестве приоритетных мер установление дополнительной финансовой нагрузки для компаний с высоким уровнем химического производства, разработку программ по снижению рисков химического загрязнения и стремление к сокращению тестирования химических препаратов на позвоночных животных.
  5. Учитывает как национальные стратегии в области химической промышленности, принятые в разных странах-членах Сообщества, так и результаты различных инспекций, касающихся следования правилам классификации и маркирования, принятым в некоторых из этих государств.
  6. Одобряет публикацию "Белой книги" комиссии - «Стратегии будущей политики по химикатам», рассматривая ее как важнейший первый шаг в выработке новой политики в этой сфере.
  7. Напоминает об обсуждении "Белой книги" на Совете по охране окружающей среды, состоявшемся 8 марта 2001 г., Совете по внутреннему рынку, туризму и делам потребителей, состоявшемся 12 марта 2001 г.и прениях на Промышленном совете 14-15 мая 2001г.
  8. Учитывает дискуссию по "Белой книге", имевшую место на собрании крупных акционеров химических компаний, устроенном Комиссией 2 апреля 2001г.
  9. Подтверждает свои обязательства по выработке новой химической политики и новой, единой для всего Сообщества, системы контроля за химикатами (веществами и препаратами), в том числе выработке законодательного регулирования вопросов содержания химикатов в продукции.
  10. Уведомляет, что многие принципы, изложенные в "Белой книге" и обсуждавшиеся Советом, требуют дальнейшей разработки и совершенствования для того, чтобы предложенный механизм контроля за химикатами стал действительно работоспособным и эффективным.
  11. Считает, что: Новая химическая политика должна предполагать осуществление поддержки развития и укрепление гарантий на самом высоком уровне защиты человеческого здоровья (в том числе, здоровья занятых в производстве) и окружающей среды, в сочетании с поддержкой новых технологий и выполнением требований европейской индустриальной конкуренции. Такая политика должна отражать сложность и разнообразие индустрии Европейского Сообщества, учитывать дальнейшее использование химикатов и, в особенности, специфические потребности SME, в том числе, где это необходимо, оказание им соответствующей поддержки.
  12. Указанная политика направлена на то, чтобы в течение жизни одного поколения (к 2020 году) добиться того, чтобы производство и потребление химикатов не наносило сколько-нибудь значительного ущерба здоровью человека и состоянию окружающей среды, что соответствует также директиве "О принципах использования вод" и обязательствам стран-членов ЕЭС и Европейского Сообщества в целом, закрепленным в международных договорах.
  13. Новая химическая политика должна стать важной частью программы действий по охране окружающей среды, которая в настоящий момент рассматривается в Европейском Парламенте и Совете Европы, особенно в отношении окружающей среды и здоровья, что также потребует от Европейского Сообщества поддерживающей стратегии развития.
  14. В соответствии с упоминавшейся выше резолюцией Совета и совещания Комиссии «О Принципах Предосторожности» основополагающим для новой химической политики должен стать принцип предосторожности.
  15. С целью уменьшения риска для здоровья человека и состояния окружающей среды, опасные химические соединения должны быть заменены на безопасные или должны использоваться альтернативные технологии, не связанные с применением химикатов.
  16. Для разработки новых безопасных химикатов и альтернативных технологий, а в особенности для того, чтобы обеспечить появление безопасных альтернатив ныне используемым проблемным химикатам и поддержать обновление и развитие химической индустрии, необходимо стимулировать инновации.
  17. Чтобы обеспечить целостность внутреннего рынка, новая химическая политика должна быть разработана на уровне Сообщества, должна удовлетворять правилам Всемирной торговой организации (ВТО), а также требованиям многосторонних соглашений по охране окружающей среды.
  18. Новая химическая политика должна разработать рациональные, прагматические и эффективные процедуры, чтобы преодолеть имеющийся недостаток знаний о свойствах существующих химических соединений, их использовании и разрушаемости, а также двигаться в направлении развития мер по оценке рисков и мер по их предотвращению. Требования по регистрации новых химических соединений должны отвечать реальным возможностям Европейского Сообщества, но соответствовать жестким требованиям защиты здоровья человека и окружающей среды.
  19. Необходимо возложить на промышленность, в том числе потребляющую химикаты в своем производстве, ответственность за накопление знаний о химических соединениях, их оценку и управление рисками, возникающими при их использовании. Необходимо также содействоватьсосредоточению внимания властей на наиболее проблемных химикатах.
  20. Регистр химических соединений Европейского Сообщества должен базироваться на отвечающем тем же принципам подходе к сбору данных. Химикаты, дающие повод для серьезного беспокойства, могут использоваться только в установленных и строго определенных случаях, их использование должно быть предметом специального лицензирования. Использованием других химических соединений должна управлять эффективная процедура принятия решений, дающая возможность при необходимости быстро включить меры по устранению рисков.
  21. Международное сотрудничество в области контроля за химикатами достигло существенного прогресса, особенно после подписания Стокгольмской конвенции по персистентным органическим загрязнителям (POPs), прогресса в создании Глобально согласованной системы классификации и категоризации рисков (GHS) и решения исследовать необходимость стратегического подхода к международному управлению химической промышленностью, принятом Управляющим советом Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП, UNEP). Новая химическая политика Европейского Сообщества станет важным вкладом в эту работу, равно как и в работу других форумов, в том числе Организации экономического сотрудничества и развития (OECD).
  22. Поддерживает сделанное в "Белой книге" предложение по созданию отвечающей вышеперечисленным требованиям системы по контролю за химическими соединениями REACH (регистрация, оценка и лицензирование химических соединений), в соответствии с которой как к новым, так и к уже существующим веществам будут предъявляться единые требования. Однако Совет подчеркивает, что проект REACH должен разрабатываться для улучшения идентификации и управления рисками, связанными с использованием химикатов.
  23. Подчеркивает, что:Тестирование на животных должно быть сведено к минимуму, необходимому для достижения стратегических целей, в том числе высококачественной защиты человеческого здоровья и окружающей среды. Компании должны публиковать все данные по тестированию во избежание повторного тестирования одних и тех же веществ. Необходимо создать механизмы, которые бы исключили излишние тесты с участием животных. Адекватное количество материальных ресурсов должно быть направлено на исследования, разработку и проверку единых общемировых стандартов, основанных на альтернативных методах тестирования in vitro. Таким образом, работа должна быть ускорена на всех уровнях. Любая деятельность в рамках новой структурной исследовательской программы должна рассматривать эти требования среди своих главных приоритетов. Наряду с поддержкой этого проекта в Европейском центре по проверке достоверности альтернативных методов (ECVAM), Сообщество должно играть более активную роль в Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), чтобы содействовать широкому внедрению проверенных альтернативных методов тестирования без участия животных.
  24. Необходимы дополнительные исследования, которые позволят расширить знания о влиянии химических соединений на здоровье человека и состояние окружающей среды, а также разработка методов оценки риска. Существенно, что финансирование такого рода исследований через общественные научные фонды стало возможным как на уровне Сообщества, так и на уровне стран-членов.
  25. В обязанность промышленных предприятий должен быть вменен сбор достаточного объема информации о химических соединениях и принятие мер по обеспечению химической безопасности («долг обеспечения осторожности») вне зависимости от фактического объема производства. Эти требования должны выполняться, даже если специфические показания к этому отсутствуют.
  26. Для подтверждения исполнения «долга осторожности» предприятия должны собирать и предоставлять властям по первому требованию определенные сведения, включая информацию о свойствах химических соединений, которые они производят и используют в производстве, в том числе содержащихся в составе готовых продуктов своего производства, и объемах производства этих веществ.
  27. Предприятия должны также гарантировать качество своих оценок рисков и стратегий по их уменьшению, в том числе посредством аудита/экспертной оценки или другими способами.
  28. В целом новая система должна гарантировать, что химическое соединение нельзя будет продать или использовать в производстве, если производитель в течение оговоренного периода времени не предоставил требуемую системой REACH информацию об этом соединении.
  29. Единый календарный план регистрации информации о химических соединениях должен обеспечивать достаточную гибкость системы для скорейшей регистрации и быстрого скрининга интересующих соединений. В порядке улучшения показателя издержки/эффективность и поддержания потребления химических соединений система должна быть дополнена списком приоритетов, описывающим оцениваемые вещества с указанием предельного времени их оценивания и обработки данных, а также мер по предотвращению риска и порядка лицензирования.
  30. Принимая во внимание использование химических соединений для создания готовых продуктов, следует отметить "Зеленый документ о политике по сложным продуктам" (Integrated Product Policy), который может иметь большое значение. Документ нуждается в дальнейшей доработке в соответствии с "Заключением по "Зеленому Документу", принятым Советом сегодня.
  31. Все случаи использования химических соединений в продуктах должны быть учтены новой системой. Комиссия должна к концу 2001г представить проект, указывающий подходы к унифицированному описанию продуктов, производимых вне Сообщества, которое отвечало бы европейским стандартам.
  32. Как производители, так и промышленные потребители должны разработать эффективный процесс обмена информацией внутри производственной цепочки, базирующийся на общих обязательствах по безопасному использованию их продукции. Информация, касающаяся правил безопасной работы с химическими соединениями, а также включающими их готовыми продуктами, должна быть доступна всем пользователям. Доступ акционеров к неконфиденциальной информации в центральной базе данных является важной, но не единственной особенностью. Необходимо выработать и другие средства, облегчающие доступ к информации для потребителей и профессиональных пользователей, что позволит сделать наилучший выбор для здоровья человека и сохранности окружающей среды. В основе этих средств должна лежать обязанность производителей, промышленных пользователей и продавцов (дистрибьюторов) в понятной и общедоступной форме предоставлять исчерпывающую информацию о содержании химических соединений в готовых продуктах, их угрозах и рисках, соответствующим образом маркировать продукты, принимая во внимание права интеллектуальной собственности. Более того, должны быть проработаны связи между регистрацией данных в соответствии с новой системой и существующим законодательством в области маркировки и классификации.
  33. Ответственность за управление системой REACH должна быть разделена между общественными деятелями стран-членов Сообщества, Комиссией и центральной организацией. Центральная организация должна выполнять специфические задачи: управление центральным регистром и подготовка решений на уровне Сообщества, а также поддержка общественных деятелей, занимающихся оценкой химических соединений. Распределение ответственности между странами-членами Сообщества нуждается в дальнейшем уточнении.
  34. Страны-члены Сообщества и Комиссия должны уделить все внимание эффективному применению новой системы, задействовав необходимые ресурсы на всех уровнях, используя средства, созданные Сообществом для облегчения применения системы странами-членами.
  35. Необходимо выработать и применять все необходимые меры предосторожности в использовании новых химических соединений в соответствии с требованиями, изложенными в Аархусской конвенции Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН, UN-ECE) и касающимися доступа к информации, участия общественности и доступа к правосудию.
  36. Призывает комиссию: Представить к концу 2001 г. основные предложения по простому, ясному и прозрачному своду регулирующих правил применения стратегии, включая распределение ответственности производителей и промышленных потребителей за быструю разработку мер по снижению риска, для обеспечения выполнения сроков внедрения стратегии.
  37. Скорейшим образом создать рабочую группу из представителей стран-участниц, которые в переходный период до вступления в силу нового законодательства, консультируясь с производителями, неправительственными организациями и другими участниками рынка, будут искать способы идентификации новых химических соединений, позволяющие определить приоритетные действия, выработать ясные и очевидные критерии скрининга, основные требования к информации, исследовать возможность применения методов моделирования и систематизации химических соединений. Необходимо также оценить степень доступности информации, используемой для определения искомых приоритетов, в частности информации производителей о существующих химикатах, производимых в больших объемах (ICCA). Первые результаты работы группы должны быть получены к концу 2002 г., чтобы начать сбор данных по отрасли прежде, чем новое законодательство вступит в силу, и выдержать сроки его вступления в действие.
  38. Приглашает Комиссию при выработке своих предложений: Более глубоко исследовать законодательство в смежных областях, как указано в Заключении Совета от июня 1999 г., и рассмотреть меры, которые позволят избежать дублирования законодательной деятельности. Обеспечить одинаковый уровень защищенности во всех областях законодательства Сообщества, в том числе в областях безопасности труда, крупного ущерба от техногенных катастроф, защиты потребителя, упаковки пищевых продуктов, защиты воды, растений, переработки отходов, ядохимикатов, косметики, игрушек и так далее.
  39. Изучить возможность введения в систему REACH простого регистра, содержащего вещества, производимые в количествах менее 1 тонны, с целью возможного ранжирования интересующих веществ по приоритетным группам.
  40. Изучить возможность разработки скрининговых процедур для эффективной идентификации химикатов с потенциально вредными свойствами, а также для определения химических веществ в первую очередь нуждающихся в дополнительном изучении или ускоренной разработке мер по контролю риска.
  41. Изучить возможность выработки критериев для классификации веществ по категориям опасности и исследовать пригодность для применения соответствующих способов контроля, основанных на критериях опаcности и использовании моделей, в сочетании с благоразумным и предусмотрительным управлением химическим производством.
  42. Детально разработать требования к информации о химических веществах, производимых в количествах до 10 тонн, и, тем самым, гарантировать, что предоставляемой информации достаточно для их классификации и маркирования, а также для оценки потребности в мерах по предотвращению связанных с ними рисков. Сообщаемая информации должна включать в себя описание действий в случае непреднамеренной утечки вещества, а также мер по защите здоровья работников и безопасности их труда, разработанных с минимальным использованием тестирования на животных.
  43. Разработать процедуры, которые могли бы применяться как властями, так и производителями для упрощения выбора стратегий тестирования и сокращения тестирования на животных. К ним относятся использование дерева решений, специфические методы скрининга, универсальные для всех химикатов, например, компьютерное моделирование и тестирование веществ на свойства персистировать и накапливаться в тканях. Кроме того, следует учитывать затраты на достижение соответствия тестовым требованиям.
  44. Для сокращения сил и средств, вкладываемых в новую процедуру лицензирования, постараться максимально упростить ее, а также облегчить доступ к информации. С этой целью лицензии, оказывающие влияние на внутренний рынок, должны быть действительны на всей территории Сообщества, и выдаваться на уровне Сообщества.
  45. Как только будут установлены необходимые критерии идентификации, к категориям особо опасных веществ, являющихся предметом специального лицензирования, должны быть добавлены группы персистирующих, накапливающихся в тканях и токсичных химических соединений (PBT) и весьма персистирующих, очень быстро накапливающихся в тканях химических соединений (VPVB);
  46. Рассмотреть вопрос о включении ныне известных химикатов-разрушителей эндокринной системы в систему обязательного лицензирования, как только будут установлены согласованные и достоверные в научном отношении критерии. Исследовать, какие еще химические соединения с опасными свойствами, например, вещества-сенситизаторы или вещества, вызывающие хронические отравления, должны быть включены в систему лицензирования.
  47. Координировать в кооперации со странами-членами Сообщества их вклад в международное сотрудничество по созданию Глобально согласованной системы классификации и категоризации рисков (GHS), анализировать ее применительно к европейскому законодательству и оценить необходимость внесения законодательных поправок для ее внедрения.
  48. Детально исследовать, как должен строиться и финансироваться центральный орган, такой как образующееся сейчас Европейское химическое бюро (ЕСВ) или какой-то другой, чтобы избежать удвоения функций, а также выяснить, какие взносы, фонды и другие источники финансирования могут поддерживать жизнедеятельность таких органов, какие задачи возлагаются на страны, являющиеся членами Сообщества, оценить и минимизировать общие издержки их администраций, по возможности удержав их в границах, определенных существующим законодательством.
  49. Разработать правила и практические механизмы, которые будут действовать, когда новая система вступит в строй, регламентирующие порядок открытого предоставления производителями данных тестирования и другой информации, дабы избежать двойного тестирования и перекосов рынка, а также обеспечить справедливое распределение расходного бремени, обязательно учитывая права собственности группы, предоставившей данные.
  50. Изыскать возможности для введения в действие и исследовать адекватность эффективной системы гарантирования качества данных, предоставляемых производителями, поддерживать новое законодательство, в том числе проводить регулярные обзоры работы системы, позволяющие вносить улучшения, если она не отвечает поставленным целям.


Другие новости этого раздела:

04/12/2024

"Куйбышевазот" закрыл сделку по выкупу доли Tecnimont в cовместном предприятии по производству карбамида

28/11/2024

Выручка Группы «Акрон» по МСФО за девять месяцев 2024 года выросла на 10%

27/11/2024

"Куйбышевазот" выплатит дивиденды за 9 месяцев 2024 года

"Фосагро" завершило размещение 5-летних облигаций с офертой через 2 года объемом 20 млрд рублей

14/11/2024

«Северо-Западная Фосфорная Компания» инвестирует в социально-экономическое развитие города Апатиты

Суд частично удовлетворил иск "Русхимальянса" к Linde и взыскал более 100 млрд рублей

Nutrien заработала меньше

Indorama вложит 100 млн долларов в третий этап модернизации химического завода в Ферганской области Узбекистана

13/11/2024

Выручка Mosaic сократилась на 21%

С 2026 года компаниям предлагается размещать отчетность по МСФО в государственном информационном ресурсе

Bayer сохранил продажи и снизил прибыль

Fertiglobe снизила продажи собственной продукции

Министерство торговли США снизило ставку компенсационной пошлины на импорт фосфорных удобрений "Фосагро"

08/11/2024

BASF завершила третий квартал с чистой прибылью

Прибыль компании Nutrien за третий квартал не оправдала ожиданий Уолл-стрит