http://rccnews.ru/ru/news/financialinstitution//3307/
2001-06-13 00:00:00
Европейский Союз: стратегия будущей политики по химикатам
Брюссель, 13 июня 2001г.
Совет напоминает:
-
Состоялись дискуссии о необходимости реформировать промышленную политику
Европейского Сообщества в области химических производств. Эти дискуссии
прошли на неформальных встречах министров охраны окружающей среды 24-25
апреля 1998 г. в Честере и 8-9 мая 1999 г. в Веймаре. 21-22 декабря 1998 г.
совет одобрил первое соглашение по этому вопросу. Следующая
серия соглашений относительно единой политики Сообщества в области
химической промышленности была принята 24-25 июня 1999 г.
-
Приняты решения Совета внутреннего рынка от 25 мая 2000 г."О
регулировании/упрощении законодательства" (SLIM - Better
Regulation/Simplification of Legislation), решения Промышленного совета от
14 ноября 1996г. «О конкурентной политике в европейской химической
индустрии», а также решения, принятые Советом по охране окружающей среды 30
марта 2000 г. на совещании Комиссии о стратегии Сообщества по отношению к
веществам, разрушающим эндокринную систему.
-
Принята резолюция Совета от 4 декабря 2000 г. "О принципе предосторожности",
поддержанная на сессии Совета Европы в Ницце 7-9 декабря 2000 г.
-
Принята резолюция Совета и представителей правительств стран-членов
Европейского Сообщества от 1 февраля 1993 г. "О политике и мерах по охране
окружающей среды" («the 5th EAP»), провозгласившая в качестве приоритетных
мер установление дополнительной финансовой нагрузки для компаний с высоким
уровнем химического производства, разработку программ по
снижению рисков химического загрязнения и стремление к сокращению
тестирования химических препаратов на позвоночных животных.
-
Учитывает как национальные стратегии в области химической промышленности,
принятые в разных странах-членах Сообщества, так и результаты различных
инспекций, касающихся следования правилам классификации и
маркирования, принятым в некоторых из этих государств.
-
Одобряет публикацию "Белой книги" комиссии - «Стратегии будущей политики по
химикатам», рассматривая ее как важнейший первый шаг в выработке новой
политики в этой сфере.
-
Напоминает об обсуждении "Белой книги" на Совете по охране окружающей
среды, состоявшемся 8 марта 2001 г., Совете по внутреннему рынку, туризму и
делам потребителей, состоявшемся 12 марта 2001 г.и прениях на
Промышленном совете 14-15 мая 2001г.
-
Учитывает дискуссию по "Белой книге", имевшую место на собрании крупных
акционеров химических компаний, устроенном Комиссией 2 апреля 2001г.
-
Подтверждает свои обязательства по выработке новой химической политики и
новой, единой для всего Сообщества, системы контроля за химикатами
(веществами и препаратами), в том числе выработке законодательного
регулирования вопросов содержания химикатов в продукции.
-
Уведомляет, что многие принципы, изложенные в "Белой книге" и
обсуждавшиеся Советом, требуют дальнейшей разработки и совершенствования для
того, чтобы предложенный механизм контроля за химикатами стал действительно
работоспособным и эффективным.
-
Считает, что: Новая химическая политика должна предполагать осуществление поддержки развития и
укрепление гарантий на самом высоком уровне защиты человеческого здоровья (в
том числе, здоровья занятых в производстве) и окружающей среды, в сочетании с
поддержкой новых технологий и выполнением требований европейской
индустриальной конкуренции. Такая политика должна отражать сложность и
разнообразие индустрии Европейского Сообщества, учитывать дальнейшее
использование химикатов и, в особенности, специфические потребности SME, в
том числе, где это необходимо, оказание им соответствующей поддержки.
-
Указанная политика направлена на то, чтобы в течение жизни одного
поколения (к 2020 году) добиться того, чтобы производство и потребление
химикатов не наносило сколько-нибудь значительного ущерба здоровью человека
и состоянию окружающей среды, что соответствует также директиве "О принципах
использования вод" и обязательствам стран-членов ЕЭС и Европейского
Сообщества в целом, закрепленным в международных договорах.
-
Новая химическая политика должна стать важной частью программы действий
по охране окружающей среды, которая в настоящий момент рассматривается в
Европейском Парламенте и Совете Европы, особенно в отношении окружающей
среды и здоровья, что также потребует от Европейского Сообщества
поддерживающей стратегии развития.
-
В соответствии с упоминавшейся выше резолюцией Совета и совещания
Комиссии «О Принципах Предосторожности» основополагающим для новой
химической политики должен стать принцип предосторожности.
-
С целью уменьшения риска для здоровья человека и состояния окружающей
среды, опасные химические соединения должны быть заменены на безопасные или
должны использоваться альтернативные технологии, не связанные с применением химикатов.
-
Для разработки новых безопасных химикатов и альтернативных технологий, а
в особенности для того, чтобы обеспечить появление безопасных альтернатив
ныне используемым проблемным химикатам и поддержать обновление и развитие
химической индустрии, необходимо стимулировать инновации.
-
Чтобы обеспечить целостность внутреннего рынка, новая химическая
политика должна быть разработана на уровне Сообщества, должна удовлетворять
правилам Всемирной торговой организации (ВТО), а также требованиям
многосторонних соглашений по охране окружающей среды.
-
Новая химическая политика должна разработать рациональные,
прагматические и эффективные процедуры, чтобы преодолеть имеющийся
недостаток знаний о свойствах существующих химических соединений, их использовании и разрушаемости, а также двигаться в направлении развития мер
по оценке рисков и мер по их предотвращению. Требования по регистрации новых
химических соединений должны отвечать реальным возможностям Европейского
Сообщества, но соответствовать жестким требованиям защиты здоровья человека
и окружающей среды.
-
Необходимо возложить на промышленность, в том числе потребляющую
химикаты в своем производстве, ответственность за накопление знаний о
химических соединениях, их оценку и управление рисками, возникающими при их
использовании. Необходимо также содействоватьсосредоточению внимания властей на наиболее проблемных химикатах.
-
Регистр химических соединений Европейского Сообщества должен
базироваться на отвечающем тем же принципам подходе к сбору данных.
Химикаты, дающие повод для серьезного беспокойства, могут использоваться
только в установленных и строго определенных случаях, их использование
должно быть предметом специального лицензирования. Использованием других
химических соединений должна управлять эффективная процедура принятия
решений, дающая возможность при необходимости быстро включить меры по
устранению рисков.
-
Международное сотрудничество в области контроля за химикатами достигло
существенного прогресса, особенно после подписания Стокгольмской конвенции
по персистентным органическим загрязнителям (POPs), прогресса в создании
Глобально согласованной системы классификации и категоризации рисков (GHS) и
решения исследовать необходимость стратегического подхода к международному
управлению химической промышленностью, принятом Управляющим советом
Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП, UNEP). Новая химическая политика
Европейского Сообщества станет важным вкладом в эту работу, равно как и в
работу других форумов, в том числе Организации экономического сотрудничества
и развития (OECD).
-
Поддерживает сделанное в "Белой книге" предложение по созданию отвечающей
вышеперечисленным требованиям системы по контролю за химическими
соединениями REACH (регистрация, оценка и лицензирование химических
соединений), в соответствии с которой как к новым, так и к уже существующим веществам будут
предъявляться единые требования. Однако Совет подчеркивает, что проект REACH
должен разрабатываться для улучшения идентификации и управления рисками,
связанными с использованием химикатов.
-
Подчеркивает, что:Тестирование на животных должно быть сведено к минимуму, необходимому
для достижения стратегических целей, в том числе высококачественной защиты
человеческого здоровья и окружающей среды. Компании должны публиковать все
данные по тестированию во избежание повторного тестирования одних и тех же
веществ. Необходимо создать механизмы, которые бы исключили излишние тесты с
участием животных. Адекватное количество материальных ресурсов должно быть
направлено на исследования, разработку и проверку единых общемировых
стандартов, основанных на альтернативных методах тестирования in vitro.
Таким образом, работа должна быть ускорена на всех уровнях. Любая
деятельность в рамках новой структурной исследовательской программы должна
рассматривать эти требования среди своих главных приоритетов. Наряду с
поддержкой этого проекта в Европейском центре по проверке достоверности
альтернативных методов (ECVAM), Сообщество должно играть более активную роль
в Организации экономического сотрудничества и развития (OECD), чтобы
содействовать широкому внедрению проверенных альтернативных методов
тестирования без участия животных.
-
Необходимы дополнительные исследования, которые позволят расширить
знания о влиянии химических соединений на здоровье человека и состояние
окружающей среды, а также разработка методов оценки риска. Существенно, что
финансирование такого рода исследований через общественные научные фонды
стало возможным как на уровне Сообщества, так и на уровне стран-членов.
-
В обязанность промышленных предприятий должен быть вменен сбор
достаточного объема информации о химических соединениях и принятие мер по
обеспечению химической безопасности («долг обеспечения осторожности») вне зависимости от фактического объема производства. Эти требования должны выполняться, даже если специфические показания к этому отсутствуют.
-
Для подтверждения исполнения «долга осторожности» предприятия должны
собирать и предоставлять властям по первому требованию определенные
сведения, включая информацию о свойствах химических соединений, которые они
производят и используют в производстве, в том числе содержащихся в составе
готовых продуктов своего производства, и объемах производства этих веществ.
-
Предприятия должны также гарантировать качество своих оценок рисков и
стратегий по их уменьшению, в том числе посредством аудита/экспертной оценки
или другими способами.
-
В целом новая система должна гарантировать, что химическое соединение
нельзя будет продать или использовать в производстве, если производитель в
течение оговоренного периода времени не предоставил требуемую системой REACH
информацию об этом соединении.
-
Единый календарный план регистрации информации о химических соединениях
должен обеспечивать достаточную гибкость системы для скорейшей регистрации и
быстрого скрининга интересующих соединений. В порядке улучшения показателя
издержки/эффективность и поддержания потребления химических соединений
система должна быть дополнена списком приоритетов, описывающим оцениваемые
вещества с указанием предельного времени их оценивания и обработки данных, а
также мер по предотвращению риска и порядка лицензирования.
-
Принимая во внимание использование химических соединений для создания
готовых продуктов, следует отметить "Зеленый документ о политике по сложным
продуктам" (Integrated Product Policy), который может иметь большое значение.
Документ нуждается в дальнейшей доработке в соответствии с "Заключением по
"Зеленому Документу", принятым Советом сегодня.
-
Все случаи использования химических соединений в продуктах должны быть
учтены новой системой. Комиссия должна к
концу 2001г представить проект, указывающий подходы к унифицированному
описанию продуктов, производимых вне Сообщества, которое отвечало бы европейским
стандартам.
-
Как производители, так и промышленные потребители должны разработать
эффективный процесс обмена информацией внутри производственной цепочки,
базирующийся на общих обязательствах по безопасному использованию их продукции. Информация, касающаяся правил безопасной работы с химическими
соединениями, а также включающими их готовыми продуктами, должна быть доступна
всем пользователям. Доступ акционеров к неконфиденциальной информации в
центральной базе данных является важной, но не единственной особенностью. Необходимо выработать и другие средства, облегчающие доступ к
информации для потребителей и профессиональных пользователей, что позволит сделать наилучший выбор для здоровья человека и
сохранности окружающей среды. В основе этих средств должна лежать
обязанность производителей, промышленных пользователей и продавцов
(дистрибьюторов) в понятной и общедоступной форме предоставлять
исчерпывающую информацию о содержании химических соединений в готовых
продуктах, их угрозах и рисках, соответствующим образом маркировать
продукты, принимая во внимание права интеллектуальной собственности. Более
того, должны быть проработаны связи между регистрацией данных в соответствии
с новой системой и существующим законодательством в области маркировки и
классификации.
-
Ответственность за управление системой REACH должна быть разделена между
общественными деятелями стран-членов Сообщества, Комиссией и центральной
организацией. Центральная организация должна выполнять специфические задачи:
управление центральным регистром и подготовка решений на уровне
Сообщества, а также поддержка общественных деятелей, занимающихся оценкой
химических соединений. Распределение ответственности между странами-членами
Сообщества нуждается в дальнейшем уточнении.
-
Страны-члены Сообщества и Комиссия должны уделить все внимание
эффективному применению новой системы, задействовав необходимые ресурсы на
всех уровнях, используя средства, созданные Сообществом для облегчения
применения системы странами-членами.
-
Необходимо выработать и применять все необходимые меры предосторожности
в использовании новых химических соединений в соответствии с требованиями,
изложенными в Аархусской конвенции Европейской экономической комиссии ООН
(ЕЭК ООН, UN-ECE) и касающимися доступа к информации, участия общественности
и доступа к правосудию.
-
Призывает комиссию: Представить к концу 2001 г. основные предложения по простому, ясному и
прозрачному своду регулирующих правил применения стратегии, включая
распределение ответственности производителей и промышленных потребителей за
быструю разработку мер по снижению риска, для обеспечения выполнения сроков
внедрения стратегии.
-
Скорейшим образом создать рабочую группу из представителей стран-участниц,
которые в переходный период до вступления в силу нового законодательства,
консультируясь с производителями, неправительственными организациями и
другими участниками рынка, будут искать способы идентификации новых
химических соединений, позволяющие определить приоритетные действия,
выработать ясные и очевидные критерии скрининга, основные требования к
информации, исследовать возможность применения методов моделирования и
систематизации химических соединений. Необходимо также оценить степень
доступности информации, используемой для определения искомых приоритетов, в
частности информации производителей о существующих химикатах, производимых в
больших объемах (ICCA). Первые результаты работы группы должны быть получены
к концу 2002 г., чтобы начать сбор данных по отрасли прежде, чем новое
законодательство вступит в силу, и выдержать сроки его вступления в действие.
-
Приглашает Комиссию при выработке своих предложений: Более глубоко исследовать законодательство в смежных областях, как
указано в Заключении Совета от июня 1999 г., и рассмотреть меры, которые позволят избежать
дублирования законодательной деятельности. Обеспечить одинаковый уровень
защищенности во всех областях законодательства Сообщества, в том числе в
областях безопасности труда, крупного ущерба от техногенных катастроф,
защиты потребителя, упаковки пищевых продуктов, защиты воды, растений,
переработки отходов, ядохимикатов, косметики, игрушек и так далее.
-
Изучить возможность введения в систему REACH простого регистра,
содержащего вещества, производимые в количествах менее 1 тонны, с целью
возможного ранжирования интересующих веществ по приоритетным группам.
-
Изучить возможность разработки скрининговых процедур для эффективной
идентификации химикатов с потенциально вредными свойствами, а также для
определения химических веществ в первую очередь нуждающихся в
дополнительном изучении или ускоренной разработке мер по контролю риска.
-
Изучить возможность выработки критериев для классификации веществ по категориям опасности и исследовать пригодность для применения
соответствующих способов контроля, основанных на критериях опаcности и
использовании моделей, в сочетании с благоразумным и предусмотрительным
управлением химическим производством.
-
Детально разработать требования к информации о химических веществах,
производимых в количествах до 10 тонн, и, тем самым, гарантировать, что
предоставляемой информации достаточно для их классификации и маркирования, а
также для оценки потребности в мерах по предотвращению связанных с ними
рисков. Сообщаемая информации должна включать в себя описание действий в
случае непреднамеренной утечки вещества, а также мер по защите здоровья
работников и безопасности их труда, разработанных с минимальным
использованием тестирования на животных.
-
Разработать процедуры, которые могли бы применяться как властями, так и
производителями для упрощения выбора стратегий тестирования и сокращения
тестирования на животных. К ним относятся использование дерева решений,
специфические методы скрининга, универсальные для всех химикатов, например,
компьютерное моделирование и тестирование веществ на свойства персистировать
и накапливаться в тканях. Кроме того, следует учитывать затраты на
достижение соответствия тестовым требованиям.
-
Для сокращения сил и средств, вкладываемых в новую процедуру
лицензирования, постараться максимально упростить ее, а также облегчить
доступ к информации. С этой целью лицензии, оказывающие влияние на
внутренний рынок, должны быть действительны на всей территории Сообщества, и
выдаваться на уровне Сообщества.
-
Как только будут установлены необходимые критерии идентификации, к
категориям особо опасных веществ, являющихся предметом специального
лицензирования, должны быть добавлены группы персистирующих, накапливающихся
в тканях и токсичных химических соединений (PBT) и весьма персистирующих,
очень быстро накапливающихся в тканях химических соединений (VPVB);
-
Рассмотреть вопрос о включении ныне известных химикатов-разрушителей
эндокринной системы в систему обязательного лицензирования, как только будут
установлены согласованные и достоверные в научном отношении критерии.
Исследовать, какие еще химические соединения с опасными свойствами,
например, вещества-сенситизаторы или вещества, вызывающие хронические
отравления, должны быть включены в систему лицензирования.
-
Координировать в кооперации со странами-членами Сообщества их вклад в
международное сотрудничество по созданию Глобально согласованной системы
классификации и категоризации рисков (GHS), анализировать ее применительно к
европейскому законодательству и оценить необходимость внесения
законодательных поправок для ее внедрения.
-
Детально исследовать, как должен строиться и финансироваться центральный
орган, такой как образующееся сейчас Европейское химическое бюро (ЕСВ) или
какой-то другой, чтобы избежать удвоения функций, а также выяснить, какие
взносы, фонды и другие источники финансирования могут поддерживать
жизнедеятельность таких органов, какие задачи возлагаются на страны, являющиеся членами
Сообщества, оценить и минимизировать общие издержки их администраций, по
возможности удержав их в границах, определенных существующим
законодательством.
-
Разработать правила и практические механизмы, которые будут действовать,
когда новая система вступит в строй, регламентирующие порядок открытого
предоставления производителями данных тестирования и другой информации, дабы
избежать двойного тестирования и перекосов рынка, а также обеспечить
справедливое распределение расходного бремени, обязательно учитывая права
собственности группы, предоставившей данные.
-
Изыскать возможности для введения в действие и исследовать адекватность
эффективной системы гарантирования качества данных, предоставляемых
производителями, поддерживать новое законодательство, в том числе проводить
регулярные обзоры работы системы, позволяющие вносить улучшения, если она не
отвечает поставленным целям.