07/07/2001

Торговые операции в интернете: плюсы и минусы

По последним наблюдениям, наибольшее влияние интернета и новых технологий ощущается не в молодых, а, напротив, в старых, многолетних компаниях. После того, как мыльный пузырь интернета так живописно лопнул, появились еще бoльшие сомнения: а так ли важен интернет на самом деле? 18 месяцев назад появление интернета называли величайшим событием со времен Промышленной Революции, произошедшей два столетия тому назад, и говорили, что это намного серьезнее повлияет на производительность и управление, чем изобретение телефона и электричества в первой четверти XX века. Руководители выстраивались в очереди, чтобы соприсутствовать на конференциях по e-business и узнать, как принести магию интернета и в свою родную компанию, а выступающие соперничали за право стать автором лучшего звукобайта. Лозунгом того времени стала расхожая фраза «E-business or out of business» (дословно: «E-business или долой из бизнеса»). А сегодня? «Удалить или вставить» – было бы самой верной поправкой к прежнему девизу. Но не так быстро. Действительно, ажиотаж вокруг интернета и новых технологий в 1999 и в начале 2000 года имел место, абсолютно то же самое можно с полной справедливостью сказать и сегодняшних мрачных настроениях и все более частом безапелляционном отрицании интернета вовсе.

Взлет и падение интернета преподнесли всем хороший урок, показав, что интернет и связанные с ним новые технологии не волшебная палочка, которая принесет вечное процветание и непрерывный рост производительности. Одного венчурного капитала и прямых инвестиций, при всем их весе, оказалось мало, чтобы изменить в мгновение ока поведение потребителей, будь то розничная торговля или оптовая (или B2C и B2B, если уж пользоваться этой терминологией). Люди меняются гораздо медленнее, чем того хотелось бы компьютерам и телекоммуникациям, и не так хорошо придумывают новые модели бизнеса, как желали бы венчурные капиталисты.

Однако на этом урок не заканчивается. По-настоящему, где-то даже весьма существенно, интернет затронул старые компании, давно присутствующие на мировом рынке. Даже когда заголовки по всему миру пестрели сообщениями о крахе первых B2C, а затем B2B фирм, эти гиганты потихоньку осваивали новые технологии и интернет, имея на них совершенно иные виды. Их целью стало сокращение затрат и снятие всяческих барьеров. Ответная реакция нескольких крупных, умудренных опытом компаний, на распространение интернета в деловом мире была различной. Разброс, и географический, и приоритетный,был достаточно широк: от США (General Electric, Enron) до Японии (Seven-Eleven), от промышленного производства (Valeo)до финансовых услуг (Merrill Lynch), от новых рынков (Cemex) до развитых рыночных экономик (Siemens). Такими же разнообразными были и уроки, извлеченные из опыта использования интернета этими компаниями: как прижать поставщиков (GE) и внедрить в крупном конгломерате систему совместного пользования знанием (Siemens), как провести выход на международный рынок (Cemex) и реагировать на угрозу извне (Merrill Lynch), как построить свою собственную электронную сеть (Seven-Eleven), расширить клиентскую группу (Valeo) и эффективно использовать торговый потенциал интернета (Enron).

Тем не менее, во всех этих примерах можно проследить и некоторые общие моменты, из которых на первом месте следует назвать наиболее актуальный для нашего времени, когда экономическая ситуация становится все более напряженной. Речь идет об огромных возможностях, которые интернет открывает для сокращения затрат. По объему бизнеса на своем частном интерактивном рынке General Electric сегодня опережает все открытые B2B биржи вместе взятые. Siemens в не столь отдаленном будущем планирует сократить затраты на 3-5%. По одной из оценок, при использовании системы e-purchase для рядовых офисных закупок стоимость по каждой из статей заказа сокращается на 9/10 по сравнению с традиционным методом.

Используя интернет, такие низкозатратные авиакомпании, как Ryanair, смогли отойти от традиционной практики распространения билетов и отказаться от посреднических услуг турагентств, таким образом существенно сократив свои издержки. С другой стороны, очень многие компании только-только делают первые неуверенные шаги в этом направлении. Опрос, проведенный в этом году Национальной Ассоциацией Производителей, показал, что только треть американских производителей используют ресурсы интернета для купли-продажи товаров или услуг.

Второй важный аспект состоит в том, что вопреки бытовавшему ранее мифу, у «первопроходцев» интернета, по всей видимости, не так много преимуществ Большинство из опрошенных нами компаний начали работать в интернете относительно недавно и с некоторой долей осторожности. Тем не менее, насколько можно судить, это им нисколько не помешало. Более того, они, возможно, даже выиграли от этого, так как смогли избежать не только ошибок, но и гигантских расходов, которые понесли их предшественники. Как показывает печальная участь многих интернет-магазинов, которые изначально создавались как «исключительно интерактивные», опытные и прочно стоящие на ногах конкуренты из реального мира достаточно легко сокращают дистанцию. Этот же факт позволяет предположить, что интернет скорее снижает, чем повышает барьеры, препятствующие выходу на его рынки. Сравните Tesco и Webvan – и получите красноречивый тому пример: новостью этой недели стала продажа крупнейшей британской сетью супермаркетов своей системы электронных покупок другому лидеру этого рынка – американскому Safeway, а самая амбициозная и капитализированная сеть бакалейных магазинов в это время переживает серьезные затруднения.

Третьим пунктом следует отметить ужесточение конкуренции, которое несет с собой интернет. Как известно, Джека Уэлча (General Electric) интернет увлек в 1999 году, когда он стал свидетелем того, как его семья совершала предрождественский «поход по магазинам» в интерактивном режиме. Тогда он придумал новый адрес – «destroyyourbusiness.com» (дословно – «разрушь свой бизнес»), ставший выразительным призывов к активным действиям для подразделений концерна: либо они завоюют интернет, либо подвергнутся риску быть проглоченными более продвинутыми конкурентами. Возможно, в этом выразилась специфика нашего времени с нагнетаемыми вокруг интернета страстями, но один факт остается вне всякого сомнения &3150; на многих рынках в ближайшие месяцы ожидается колоссальное давление на цены, прибыли и затраты. Valeo и Cemex на собственном примере продемонстрировали, какие плоды может принести интернет – глобальное расширение конкурентоспособности, позволяющее распределить затраты на неуклонно растущие рынки.

Означает ли все это, что в конце концов основные дивиденды от развития интернета и новых технологий достанутся бизнесу? Вполне возможно, что нет. При том, что на сегодняшний день, по всей видимости, имеются неограниченные возможности для сокращения затрат и даже для повышения производительности, в конечном итоге может статься так, что ни то, ни другое не отразится на росте прибылей. И, напротив, ужесточение конкуренции, повышение прозрачности и снижение барьеров позволяют предположить, что в наибольшем выигрыше останутся все-таки потребители. Это и многое другое в определенной степени сближает интернет с такими революционными достижениями прошлого, как электричество, автомобиль и телефон. Компаниям не сразу удалось найти наиболее эффективные способы использования этих новых технологий, а когда это произошло, то организация труда и бизнес-структуры претерпели кардинальные изменения, особенно в старых компаниях. Однако больше всех, конечно, выиграли потребители, чей уровень жизни существенно вырос. Сегодня те же перспективы открывают перед нами интернет и новые технологии. И перспективы эти стоят того, чтобы приложить все усилия к их реализации.


Другие новости этого раздела:

13/03/2024

«Дорогобуж» внедрил мобильный обходчик на производстве азотной кислоты

16/02/2024

«Уралхим» внедрил MES-систему

16/10/2023

«Уралхим» мигрировал с решений Microsoft и Cisco на российское ПО

20/07/2023

В НПЦ «Акрон инжиниринг» внедрили PDM-систему

23/06/2023

«Акрон» продает невостребованные ТМЦ на собственной электронной торговой площадке

24/04/2023

"Еврохим" запустил платформу b2b продаж

20/03/2023

"Еврохим" внедрил системы усовершенствованного управления технологическим процессом

09/03/2023

В «ВМУ» внедрили систему автоматизированного мониторинга соблюдения требований охраны труда

07/11/2022

МТС запустила LTE связь на фабрике "Уралкалия"

20/09/2022

«Акрон» запустил агрокалькулятор

12/09/2022

Специалисты пермской компании разработали новую систему мониторинга объема сыпучих материалов

21/06/2022

«Дорогобуж» внедряет информационную систему управления складом

03/06/2022

«Северо-Западная Фосфорная Компания» внедрила комплекс систем безопасности работников в подземке

31/05/2022

На производстве БИАКСПЛЕНа установлен четвёртый робот-растарщик

05/04/2022

Электронная система обходов охватила все технологические цеха КАО Азот