04/07/2001

Состояние и перспектива развития мирового рынка метанола

Метанол (метиловый спирт, СН3ОН) является исходным продуктом в производствах формальдегида, метилтретбутилового эфира (МТБЭ), уксусной кислоты, диметилтерефталата, метиламинов, метилметакрилата и многих других промежуточных и конечных продуктов, имеющих важное промышленное значение.

Основными потребителями метанола в мире являются промышленно развитые страны.

В 90-х годах производство метанола развивалось высокими темпами в связи со стремительно растущим спросом на МТБЭ, утвержденным в США «Законом о чистом воздухе» в качестве приоритетного окислителя автомобильного топлива.

В середине 90-х годов темпы роста спроса изменились, так как его потребление в США приблизилось к максимуму, а предложение продукта на рынке удовлетворяло спрос. Тем не менее, в 1996-2000 гг. мировые мощности по выработке метанола были расширены примерно на 25%.

Природный газ является практически единственным видом сырья для получения метанола. Существенное технологическое новшество в производстве этого продукта, разработанное в конце 90-х годов, – совмещенные процессы получения аммиака и метанола, Последний можно получать на аммиачных установках в качестве сопродукта.

Цены на природный газ имеют принципиальное значение для развития производства метанола. В последнее десятилетие рост его производства происходил главным образом в странах, располагающих дешевым природным газом (например, Тринидад и Тобаго, Чили).

В настоящее время крупнейшим продуцентом метанола в мире остаются США, хотя в 1996-2000 гг. объем производственных мощностей в этом секторе химической индустрии из-за нерентабельности сократился примерно на 25%. В число крупных производителей метанола по-прежнему входит Россия, а по итогам последних лет к их числу можно отнести Саудовскую Аравию, Тринидад и Тобаго, Новую Зеландию и Чили.

В перспективе мощности в странах и регионах с дешевым природным газом будут расти.

В Северной Америке продолжится сокращение мощностей в связи с повышением цен на природный газ. Так, в Канаде большая часть производств уже закрыта, то есть страна больше не входит в число крупных производителей метанола. В США процесс сокращения производства и закрытия предприятий будет продолжаться. Даже при цене на природный газ 2 долл./млн. БТЕ производство метанола для некоторых производителей в стране было убыточно, во второй половине 2000 г. цены поднялись в среднем до 5,40 долл./млн.БТЕ, что в значительной мере снизило конкурентоспособность американских производителей метанола.

В связи со значительными изменениями географической локализации производственных мощностей в последние годы подверглась изменениям и сложившаяся в начале 90-х годов схема мировой торговли метанолом. Так, в США продукт поставляется, главным образом, из Канады и Тринидада и Тобаго, в Западную Европу – из России, Канады и стран Среднего Востока, в Японию – из Канады, стран Среднего Востока и Океании. Канада, поставлявшая более 40% импортируемого США метанола, более не является его основным экспортером в эту страну. Значительно сократились ее продажи в Западную Европу и Японию. Теперь эти поставки осуществляются из Чили.

В перспективе объем мировой торговли метанолом должен увеличиться. По расчетам, в США из-за сокращения выработки метанола потребление продукта собственного производства снизилось к 2000 г. до 50% (в середине 90-х годов этот показатель был на уровне 75%). Другая причина – рост спроса на МТБЭ в Западной Европе и Азиатском регионе.

В Западной Европе не предполагается строительство новых мощностей по выработке метанола, а введение с 1 января 2000 г. новых спецификаций на автомобильный бензин в большинстве стран региона вызвало повышенный спрос нефтепереработчиков на МТБЭ и, соответственно, – на метанол.

Азиатские страны продолжают использовать МТБЭ в качестве основного средства в борьбе за чистоту выхлопных газов автомобильного транспорта. С выходом региона из экономического кризиса, предполагается значительный рост спроса на автомобили, что повлечет за собой рост спроса на метанол.

В настоящее время метанол является сырьем главным образом для химической промышленности. По оценкам зарубежных специалистов, существует несколько областей применения метанола, которые при условии разработки новых экономичных технологий, могут в значительной мере повлиять на рост спроса на этот продукт.

В частности, высокие цены на нефть диктуют необходимость применения технологии «от метанола к олефинам» («МТО»). Применение именно этой технологии целесообразно при очень низких ценах на природный газ, места добычи которого, как правило, значительно удалены от мест потребления. Эта проблема может быть решена путем строительства полного производственного комплекса, включающего переработку природного газа в метанол, метанола в олефины, олефинов в пластмассы. Альтернативой этому решению может быть транспортировка метанола на существующие крекинг-производства.

В настоящее время разрабатывается множество технологий, предполагающих использование метанола в качестве топлива для прямого сжигания и для топливных элементов, а также для получения бензина. Продвижение технологии конвертирования метанола в бензин или другие продукты, получаемые в настоящее время только из нефти, может существенно поднять спрос на него.

Представляет интерес использование метанола в качестве дешевого топлива на силовых станциях, оборудованных газовыми турбинами с комбинированным циклом по топливу. По данным специалистов, потребуется незначительная модификация этих установок при переводе их на метанол.

Компания Foster Wheeler лицензировала процесс получения метанола топливного сорта. Компания планирует разработать этот процесс до коммерческого применения с целью получения метанола, который можно использовать в качестве альтернативного топлива на силовых электростанциях, работающих на сжиженом природном газе. Компания Methanex и другие производители метанола химического сорта также рассматривают возможности выхода на этот рынок.

В программы по созданию метанольных топливных элементов включились как крупнейшие компании по производству метанола – Methanex и Statoil, так и ряд автомобилестроительных фирм, в частности Форд и ДаймлерКрайслер, которые разрабатывают соответствующие двигатели.

По прогнозам, двигатели с метанольными топливными элементами могут появиться на рынке в 2004 г. По расчетам специалистов, затраты на заправочные станции для автомобилей с метанольными топливными элементами будут на приемлемом уровне, причем для этой цели могут быть переоборудованы существующие бензоколонки. Однако у этой технологии имеются противники. В частности, компания General Motors, которая предполагает выпускать к концу текущего десятилетия ежегодно сотни и тысячи автомобильных двигателей на базе топливных элементов, еще не определилась, какое именно топливо будет применяться для этой цели. Одним из препятствий для использования метанола для этой цели компания считает экологическую проблему, связанную с загрязнением метанолом грунтовых вод.

По прогнозу CMAI, использование метанола в качестве топлива начнет быстро расширяться с 2007 г. По расчетам, доля этого рынка в общем спросе на метанол к 2015 г. увеличится до 6,7%, в настоящее время она составляет примерно 2,5%.


Другие новости этого раздела:

25/04/2024

Производство метанола в России к 2035 году может вырасти в 2,4 раза

18/04/2024

Россия планирует ввести госрегулирование оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей

04/04/2024

Производство метанола в России в 2023 году опустилось до 3,88 млн тонн

03/04/2024

Беспилотные летательные аппараты впервые атаковали предприятия на территории Татарстана

19/03/2024

Экспорт метанола из России упал в прошлом году на 25%

Производитель удобрений и солей K+S в 2023 году сократил выручку на 32%

23/01/2024

Экспорт химической продукции и каучуков из РФ в январе-ноябре 2023 года сократился на треть

09/01/2024

Объём государственной поддержки химкомплексу в 2023 году составил порядка 30 млрд рублей

Мощность сернокислотного производства на Балаковском филиале АО "Апатит" выросла на 40%

28/12/2023

С НОВЫМ ГОДОМ!

05/12/2023

Пермские минудобрения восстановили производство двуокиси углерода

Метаноловый проект в Ленобласти сменил собственника

08/11/2023

Концерн Bayer AG рассматривает варианты дробления своего бизнеса

31/10/2023

"Росхим" планирует инвестировать в развитие производств около 1 трлн рублей

16/10/2023

Химический комплекс составляет около 12% от всей обрабатывающей промышленности