21/11/2001

В США обнаружены новые опасные микрочастицы

«В воздухе гораздо больше микроскопических частиц, чем предполагалось ранее, причем они способны нанести здоровью людей существенный вред», – сообщил исследователь из Национальной лаборатории в Ок Ридже (Oak Ridge), изучавший этот вопрос на примере пылинок в Аппалачах.

Ранее в научной литературе утвердилось представление о том, что даже небольшое увеличение концентрации частиц вещества размером до 10 микрон приводит к небольшому, но устойчивому росту числа смертей и заболеваний, вызванных воздействием на сердечную и дыхательную системы. Частицы диаметром меньше пары сотен нанометров обычно вырабатываются в таких созданных человеком устройствах, как двигатели внутреннего сгорания. А фотохимические реакции в атмосфере могут приводить к изменению формы, размера и химического состава сверхмелких пылинок.

Менгдаун Ченг из подразделения изучения окружающей среды Лаборатории в Ок Ридже отслеживает и характеризует наночастицы в горах неподалеку от города и еще в 29 местах. Он также исследует их токсичность. Ченг и его коллеги провели ряд экспериментов, воздействуя на клетки здоровой и поврежденной легочной ткани частицами соединений, производимых в двигателях внутреннего сгорания. Они обнаружили, что токсические реакции поврежденных клеток были гораздо острее по сравнению с реакциями здоровых клеток. Проведя ряд измерений, ученые также обнаружили, что частицы, содержащие несколько химических веществ, сильнее воздействуют на нормальные клетки, чем частицы одного соединения.

Целью экспериментов был сбор данных, которые позволили бы лучше понять движение и состав озона и мелких частиц в воздухе над восточной частью США. Ученые обнаружили, что более мелкие частицы имеют химический состав, сильно отличающийся от того, который характерен для более крупных частиц. При этом современные технологии позволяют добиться существенных успехов в удалении более крупных частиц из воздуха, но при этом они бессильны против самых мелких. Более того, применение некоторых методов очистки приводит к дополнительному образованию сверхмелких частиц загрязнения.

К тому же аэродинамически наночастицы ведут себя подобно молекулам газа – они имеют большее отношение поверхности к массе. В результате мелкие частицы из окружающей среды могут проникать глубже в легкие человека и наносить больше вреда здоровью. Ситуация особенно усугубляется тем, что наночастицы чрезвычайно динамичны, изменяются со временем, не поддаются быстрым измерениям и могут распространяться на большие расстояния.