27/02/2002

Трансгенные растения: вопросов больше, чем ответов

Если о явно преувеличенных успехах клонирования животных известно всем и каждому, то достижения ученых в области генной инженерии не так ярко представлены в средствах массовой информации. Возможности современной биотехнологии, в отличие от традиционных методов генетики и селекции, позволяют комбинировать гены разных биологических видов и получать трансгенные растения.

Если взять ген устойчивости к заболеваниям из вирусов, морозоустойчивости – из рыбы, сопротивляемости вредителям из бактерий и внести этот коктейль в геном какого-нибудь растения, то такая комбинация придаст растению совершенно новые свойства, хотя его биологический вид не изменится. Картофель останется картофелем, просто теперь он станет неуязвимым для колорадского жука.

Лидером в производстве трансгенных растений сейчас является США. В этой стране около 50% посевов кукурузы и сои и 40% хлопчатника составляют генетически модифицированные растения. Получением и испытанием таких растений занимаются сотни коммерческих фирм с совокупным капиталом более 100 млрд долларов.

Уже получены морозоустойчивая свекла, светящаяся в сумерках газонная трава и даже банан, съев который, получаешь прививку от тропических болезней.

Трансгенные растения, обладая повышенной выживаемостью, могут передавать свои полезные свойства будущим поколениям растений, давая обильный урожай на малорентабельных землях.

Но, несмотря на все успехи биотехнологии и на проведение всех необходимых тестов на токсичность, аллергенность, мутагенность, в обществе существует настороженное отношение к генетически модифицированным продуктам. Есть вполне реальные опасения по поводу того, что пыльца и семена трансгенных растений и сорняков могут скреститься и в конечном счете вырастет такой суперсорняк, который не сможет уничтожить ни один гербицид. Или улучшение питательных свойств картофеля, кукурузы, сои может стать причиной тяжелых аллергических реакций у человека.

Особо следует отметить, что в процессе генетических модификаций часто используются гены устойчивости к антибиотикам, что также требует тщательного контроля конечного продукта, получаемого из трансгенного растения.

При всех вышеперечисленных недостатках генетически модифицированные растения уже принесли заметную пользу. Например, в США значительно сокращено применение гербицидов и пестицидов, что не только безопаснее для окружающей среды, но и снижает цену продуктов. Правда, так утверждают в США сами производители генетически модифицированных продуктов. Однако население (то ли в силу привычки, то ли от недоверия) предпочитает покупать все же натуральные продукты.


Другие новости этого раздела:

22/04/2024

На обогатительной фабрике «Северо-Западной Фосфорной Компании» планируется ввод в эксплуатацию опытной лаборатории

26/03/2024

В подземный рудник АО «СЗФК» поступила новая техника

В КФУ предлагают новое решение для очистки сточных вод

11/03/2024

Водородный полигон собираются запустить на Сахалине летом

23/01/2024

ЕС одобрил планы компании Fortescue по строительству флагманского завода по производству экологически чистого аммиака в Норвегии

09/01/2024

Tecnimont начала инженерные работы по проекту производства удобрений в Египте

28/12/2023

"Новатэк" получил патент на крупнотоннажные технологии производства низкоуглеродного аммиака

18/12/2023

Фосфорный центр ЕвроХима будет заниматься решением прикладных производственных задач

22/11/2023

С 27 октября 2023 года генеральным директором АО «НИИК» назначен Олег Дроботущенко

"Гродно Азот" подписал контракт с ГИАПом

«Тольяттиазот» в рамках модернизации производства карбамида установит новый пластинчатый теплообменник с воздушным охлаждением

15/11/2023

Allied выбрала технологию динамического "зеленого" аммиака компании Topsoe для строительства завода в Гове

08/11/2023

«Дорогобуж» завершил проект по внедрению в технологическую схему производства аммиака парового котла производительностью 50 тонн в час

02/11/2023

"Газпром нефть" планирует сбыт водорода в Китае через партнеров

31/10/2023

Ученые обнаружили новый метод разделения редкоземельных элементов с помощью бактериального белка