15/12/2001

Расшифрована последовательность ДНК природного «генного инженера»

В журнале Science был опубликован доклад ученых из Cereon Genomics (Cambridge, штат Массачусетс), Monsanto (St. Louis, штат Миссури) и University of Richmond (штат Вирджиния), описывающий последовательность ДНК штамма C58 Agrobacterium tumefaciens, бактерии, которая может естественным образом внедрять свою ДНК в геном растительных клеток.

Группа ученых под руководством доктора Steve Slater из Cereon Genomics, дочернего предприятия Monsanto в Cambridge, сотрудничала с доктором Brad Goodner и его исследовательской группой из University of Richmond.

«Agrobacterium tumefaciens является одним из основных инструментов для генной инженерии расений, – сказал доктор Slater. - Наше понимание природной способности этой бактерии устойчиво видоизменять геном растений позволило создать с помощью генно-инженерных технологий многие из культур, выращиваемых сегодня фермерами. Расшифровка последовательности ДНК агробактерии позволит усовершенствовать процесс генно-инженерного получения новых сельскохозяйственных культур».

«Агробактерия представляет также большой интерес с эволюционной точки зрения, поскольку ее геном содержит как обычную кольцевую бактериальную хромосому, так и линейную хромосому, которая, как предполагается, произошла из плазмиды. Последовательность ДНК Agrobacterium tumefaciens является единственной, которую нам удалось упорядочить, из всех последовательностей ДНК рода Agrobacterium», – сказал доктор Slater.

«Расшифровка последовательности ДНК поможет ученым лучше понять процесс взаимодействия агробактерии с растениями», – отметил доктор Goodner.

Геном штамма C58 Agrobacterium tumefaciens состоит из двух плазмид и двух хромосом. Информация о последовательности ДНК генома была помещена в GenBank, хранилище последовательностей ДНК National Center for Biotechnology Information (NCBI) в U.S. National Institutes of Health в Bethesda, штат Мериленд.

Agrobacterium tumefaciens начали изучать с 1907 года, когда ученые заявили о том, что она является причиной болезни растений, которую назвали "корончатые галлы". В сороковые и пятидесятые годы другие исследователи доказали, что агробактерия является только инициатором заболевания, которое продолжает развиваться и после уничтожения бактерии. Был сделан вывод, что бактерия "видоизменяет" клетки растений.

В семидесятые и восьмидесятые годы исследователи продемонстрировали, что агробактерия переносит и встраивает часть своей ДНК (так называемую область Т-ДНК) в геном растения, привнося тем самым новые гены, которые приводят к формированию корончатых галлов. Модификация Т-ДНК агробактерий в лабораторных условиях с целью удалить гены, участвующие в формировании корончатых галлов, позволила, в конечном счете, внедрить в растения многие новые гены, полезные для человека.

В исследовательскую группу доктора Goodner’a входили несколько студентов, которые участвовали в работе на стадии построения генетических карт и разделили успех в связи с расшифровкой последовательности ДНК. Проект генома Agrobacterium являлся составной частью курса доктора Goodner’a по генетике в University of Richmond. Доктор Goodner, который недавно начал работу на факультете в Hiram College в Огайо, продолжит использовать эту работу в качестве основного элемента в процессе обучения своих студентов. «Целостная последовательность ДНК генома дает возможность анализировать огромное число генов, – сказал доктор Goodner. –Объединение этого анализа с систематическим курсом генетики предоставляет студентам уникальную возможность участвовать в самой современной исследовательской работе».

Monsanto Company является ведущим поставщиком технологических решений и сельскохозяйственной продукции, которые способствуют урожайности фермерских хозяйств. Роль Monsanto в получении информации о геномной цепочке Agrobacterium отражает обязательство New Monsanto Pledge и приверженность компании предоставлять полученные знания и технологии на благо обществу и окружающей среде. New Monsanto Pledge является обязательством по разработке и продаже безопасной и социально значимой продукции. К другим специальным обязательствам относятся диалог с заинтересованными сторонами; прозрачность информации и регулирования; признание религиозных, культурных и этических норм; деятельность на благо окружающей среды и с пользой для производителей сельскохозяйственной продукции.