27/12/2010
ЕС рассмотрит новую директиву — Seveso II
21 декабря 2010 года Европейская комиссия представила в ЕС проект нового законодательства — директиву Seveso II — жесткие правила по предотвращению крупных аварий, связанных с оборотом химических веществ и материалов. Новое законодательство подразумевает введение более строгих стандартов контроля и повышение уровня и качества информации, доступной для общественности в случае аварии на производстве. Директиву ЕС, заменяющую Seveso I, планируется ввести в Европе с 1 июня 2015 года.
Напомним, что директивой Seveso I еще в 90-ые годы прошлого столетия предусматривалось создание межгосударственной системы сотрудничества и взаимодействия национальных законодательных и исполнительных органов власти в ЕС в сфере промышленной безопасности. По мнению Еврокомиссии, принятие странами европейского сообщества основных положений Seveso позволило снизить уровень аварийности в развитых странах ЕС в 4-8 раза — от 400 аварий (в т. ч. 75 крупных) в 1983 году до 70 (в т. ч. 21 крупной) в 1989 году.
В основе Директивы Seveso — выявление и учет риска крупных аварий на более ранних стадиях: при проектировании производственных объектов и разработке технологических схем, а также при выборе соответствующих средств и методов предупреждения аварий и разработке мероприятий на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
Директива Seveso II также нацелена на предотвращение угроз крупных катастроф с участием опасных веществ и ограничение их последствий для живых организмов и окружающей среды. Эта директива обязательна для всех стран-членов ООН и ЕС, которые являются сторонами Конвенции о трансграничных последствиях промышленных аварий.
Комиссар ЕС по окружающей среде Янеш Поточник (Janez Potočnik) заявил: «Директива Seveso I сыграла важную роль в снижении вероятности и последствий аварий на химических предприятиях, однако такие аварии все еще случаются в мире и зачастую имеют разрушительные последствия. Мы не можем идти на компромисс с безопасностью. Именно поэтому предлагаемые новые правила будут способствовать дальнейшему ужесточению законодательства в этой области и обеспечения необходимо высокого уровня защиты».
Новое законодательство ЕС распространяется на 10 тыс. промышленных предприятий ЕС. Его отличает многоуровневый подход, основанный на строгих правилах к управлению предприятием, имеющем в своем составе крупнотоннажные производства. Основными требованиями Директивы являются: выявление опасной промышленной деятельности, декларирование безопасности, планирование действий при аварии, информирование населения о возможной чрезвычайной ситуации.
В соответствии с директивой, операторы на предприятиях, где присутствуют опасные вещества, должны способствовать предупреждению аварий и доводить информацию об инцидентах до всеобщего сведения. Операторы «верхнего эшелона» должны подготовить отчет безопасности на основе системы управления безопасностью и внутреннего плана чрезвычайных мер. Есть также обязательства у органов государственной власти, они связаны с внешним планом действий в чрезвычайных ситуациях, информированием общества и представителей власти о мерах безопасности, «эффектом домино», планированием землепользования и инспекций.
Изменения в новой Директиве вызваны также принятием в ЕС Директивы CLP, расширившей регламент REACH, с целью гармонизации различных систем ЕС с согласованной на глобальном уровне Системы классификации и маркировке (СГС) ООН.
В новом документе комиссары ЕС обратили особое внимание на доступ общественности к информации о безопасности, их участие в процессе принятия решений, Проект новой директивы вводит более жесткие стандарты для инспекций объектов с целью обеспечения эффективного соблюдения и обеспечения правил безопасности. Другие изменения носят технический характер, включая упрощения и сокращения ненужных административных расходов, и основаны на совершенствовании текущих уровней защиты без существенного роста финансовых затрат.
Следует обратить внимание, что ЕС опять позаботился не только о себе, но и о мире, включая, разумеется, и Россию. Как данный документ затронет российский экспорт и бизнес пока говорить преждевременно — закон еще не принят. Но можно с уверенностью предполагать, что нагрузка на промышленность и ответственность будут разделены между всеми экспортерами. Тогда логично заработают и регулирующие нормы, и административная ответственность в странах ЕС по выполнению регламента REACH.
Напомним, что принятие директивы Seveso I, предшественницы Seveso II, было вызвано крупной аварией на химическом заводе в Севезо, Италия, в 1976 году. 10 июля в 12 час. 40 мин. в г. Севезо из труб химического комбината «ICMESA», выпускающего различные химические вещества, в основном ароматические соединения, при взрыве рабочей установки произошел выброс ядовитого облака, содержащего около двух килограммов диоксина, вызвавшего тотальное загрязнение густонаселенной территории площадью 1500 га.
Другие новости этого раздела:
26/03/2024
Cуд ЕС проведет слушание по заявлению ОАО «Беларуськалий» о снятии санкций
19/03/2024
«Акрон» построит жилье для ученых НовГУ
13/03/2024
Еврокомиссия изучает влияние импорта российских удобрений на рынок стран Евросоюза
11/03/2024
"Уралкалий" увеличил годовую выручку по МСФО
04/03/2024
22/02/2024
Bayer сокращает дивиденды на 95%
"Гродно Азот" и "Химволокно" останутся под санкциями
Mosaic получила чистую прибыль в размере 1,2 млрд долларов за 2023 год
16/02/2024
АО «Росхим» назначено управляющей организацией АО «Метафракс Кемикалс»
Законопроект по снижению использования пестицидов в ЕС будет отозван
Арбитражный суд Москвы наложил арест на средства российской "дочки" Tecnimont