http://rccnews.ru/ru/news/financialinstitution//105921/
2022-08-24 10:25:04
Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) и ФАС раскритиковали предложения РЖД о создании государственной системы мониторинга стоимости услуг участников транспортного рынка, выяснили «Ведомости». Такую инициативу монополия выдвигала ранее, также предлагая передать полномочия по сбору информации о ставках операторов вагонов самой РЖД («Ведомости» писали об этом 4 августа).
СОЖТ высказал свою критику в письме в Росжелдор (подведомствен Минтрансу). Подлинность письма, находящегося в распоряжении «Ведомостей», подтвердили в компаниях – членах союза. Операторы считают, что предложения РЖД не учитывают принципы и экономическое значение свободного рыночного ценообразования. В ответ на заявление РЖД, что участники рынка при определении тарифов «прежде всего ориентируются на собственную прибыль, зачастую не учитывая интересы государства», СОЖТ отмечает, что к задачам коммерческой организации относится не только оказание услуг, но и получение прибыли.
Сходная позиция и у ФАС. «Стоимость услуг операторов по предоставлению вагонов под перевозки грузов не регулируется государством, ставка формируется на рыночных принципах с учетом спроса и предложения», – подчеркивает служба в письме в Росжелдор (копия есть у «Ведомостей»). Эту позицию подтвердил и представитель ФАС. В письме ФАС указано, что с апреля 2022 г. организован мониторинг транспортной составляющей в стоимости основных видов грузов, перевозимых по транспортным коридорам (включая железнодорожные тарифы, цены на услуги операторов, стивидорных компаний и фрахт). Сейчас ФАС дорабатывает мониторинг, намереваясь внести в него и стоимость нерегулируемых услуг РЖД.
СОЖТ ежеквартально направляет в ФАС обезличенные данные о динамике ставок оперирования по основным родам подвижного состава в целом по рынку, подтверждается в письме союза. «Направляемая информация носит конфиденциальный характер, – говорится в письме ФАС. – Ее использование в качестве публичных данных, как предлагает РЖД, не представляется возможным». Представитель ФАС уточнил, что нецелесообразно наделять субъект естественной монополии «сведениями о деятельности и условиях оказания услуг другими участниками рынка».
Предложение РЖД о создании института мониторинга и публикации стоимостной информации о товарных и транспортных рынках операторы поддерживают только в том случае, если персонализированная информация не будет передаваться хозяйствующим субъектам, в том числе РЖД. Gо мнению операторов, инициатива дублирует полномочия госорганов и противоречит законодательству о коммерческой тайне и конкуренции, так как в периметр РЖД входят рыночные компании.
СОЖТ в письме также отметил, что тарифы РЖД индексировались быстрее рыночных цен. По оценкам союза, с января 2008 г. по июль 2022 г. тарифы монополии выросли более чем в 3 раза (уровень июля 2022 г. – 318% к декабрю 2007 г.), а ставки на предоставление вагонов – только на 70%. Если бы ставки операторов индексировались аналогично прейскуранту № 10-01 (тарифная модель РЖД), то средняя ставка аренды полувагона в декабре 2021 г. была бы на 48%, а в июле 2022 г. – на 87% выше фактически сложившейся, отмечено в документе. Ставки аренды на полувагоны в июне составляли от 1000 до 2000 руб./сутки (-23% к маю 2022 г.). В конце апреля они были на уровне 2800 руб./сутки, в январе доходили до 4000 руб./сутки. Если государство или госкомпания будет регулировать операторские ставки, то, по мнению членов СОЖТ, тарифная нагрузка на грузоотправителей будет кратно выше. 2 СОЖТ также не согласен с утверждениями РЖД о некорректном представлении аналитической информации изданиями, публикующими ставки услуг операторов («Промышленные грузы», Argus Media и «РЖД-партнер»).