19/10/2014

Нобелевская премия по химии 2014 присуждена за разные исследования в одной области

В 2014 году Нобелевская Премия по химии была присуждена Эрику Бетцигу (Eric Betzig), Штефану Хеллю (Stefan W. Hell) и Уильяму Мернеру (William E. Moerner) за разработку метода флуоресцентной микроскопии сверхвысокого разрешения.

В течение длительного времени возможности оптической микроскопии были ограничены одним, казалось бы, непреодолимым барьером – невозможно получить изображение с разрешением выше, чем половина длины волны света. Использование молекул, способных к флуоресценции, позволило лауреатам 2014 года преодолеть этот барьер, и их работы, которые можно считать прорывом, открыли эру применения оптической микроскопии для изучения наноразмерных объектов.

Благодаря модификации метода оптической микроскопии, получившего название «наноскопия» (nanoscopy), стало возможным отслеживать пути отдельных молекул непосредственно в живых клетках. Теперь можно наблюдать, как молекулы формируют синаптические окончания между нервными клетками мозга или увидеть, как агрегируют белки, ответственные за такие нейродегенеративные заболевания, как болезни Паркинсона, Альцгеймера и Хаттингтона, можно шпионить за отдельными белками в оплодотворенных клетках, подвергающихся делению.

По сути награда присуждена за два несколько отличных друг от друга принципа. Один из них представляет собой метод микроскопии стимулированного истощения эмиссии [emission depletion (STED)], и он был разработан Хеллем в 2000. В данном случае используется два лазерных луча, один из которых стимулирует эмиссию флуоресцентной молекулы, а другой способствует гашению всей флуоресценции, кроме флуоресценции на наноразмерном участке образца. Сканирование образца нанометр за нанометром позволяет получить изображение исследуемого образца с разрешением, лучшим, чем предел Аббе.

Бетциг и Мернер, работая независимо друг от друга, заложили основы второго метода – мономолекулярной микроскопии. Этот метод опирается на возможность контролируемого включения и выключения флуоресцентного сигнала отдельной молекулы. Исследователи получали изображение одного и того же объекта несколько раз, при каждой регистрации изображения, позволяя светиться только некоторым из присутствующих в образце молекул. Наложение полученных изображений позволяет получить суперизображение с наноразрешением, что и было продемонстрировано Бетцигом впервые в 2006 году.

Присуждение Нобелевской премии за развитие флуоресцентной микроскопии со сверхразрешением, которая используется при исследованиях, говорит о зацикленности химической науки, считает академик РАН, директор института химии силикатов имени Гребенщикова Владимир Шевченко. «В третий раз за последние 20 лет Нобелевскую премию по химии дают за методы измерений. Это говорит о том, что химия зациклилась, крупных идей нет», - полагает ученый.

 

 


Другие новости этого раздела:

19/03/2024

Экспорт метанола из России упал в прошлом году на 25%

Производитель удобрений и солей K+S в 2023 году сократил выручку на 32%

23/01/2024

Экспорт химической продукции и каучуков из РФ в январе-ноябре 2023 года сократился на треть

09/01/2024

Объём государственной поддержки химкомплексу в 2023 году составил порядка 30 млрд рублей

Мощность сернокислотного производства на Балаковском филиале АО "Апатит" выросла на 40%

28/12/2023

С НОВЫМ ГОДОМ!

05/12/2023

Пермские минудобрения восстановили производство двуокиси углерода

Метаноловый проект в Ленобласти сменил собственника

08/11/2023

Концерн Bayer AG рассматривает варианты дробления своего бизнеса

31/10/2023

"Росхим" планирует инвестировать в развитие производств около 1 трлн рублей

16/10/2023

Химический комплекс составляет около 12% от всей обрабатывающей промышленности

09/10/2023

Китайская CEEC начала строительства крупнейшего в стране завода по производству "зеленого" аммиака и метанола

03/10/2023

ТОАЗ будет производить реагент для очистки для очистки выхлопных газов дизельных двигателей

25/09/2023

"Метафракс Кемикалс" принял программу развития до 2027 года на 14 млрд рублей

Производство химических веществ и продуктов в России может вырасти на 15,9% в 2026 году по сравнению с показателем за 2022 год