http://rccnews.ru/ru/news/chemicals//107906/
2025-02-28 15:41:16
Объемы потребления метанола в мире могут вырасти с текущих 97 млн тонн до 107–131 млн тонн к 2030 году, а к 2040 году увеличиться до 125–161 млн тонн, следует из исследования консалтингового агентства Kept. В то же время среднегодовые темпы прироста спроса снизятся с 3,1% в 2015–2024 годах до 1,3% в период с 2024 по 2030 год. Как говорится в обзоре, исходя из данных об уже строящихся и запланированных проектах, мощностей не хватит на обеспечение глобального спроса на метанол уже к 2030 году. То есть, отмечается там, формируется ниша для новых объемов метанола - от 5 до 19 млн тонн в год. Также к 2030 году может сформироваться дефицит производственных мощностей по аммиаку, что сформирует потребность в выпуске дополнительных 5–13 млн тонн в год.
На 2024 год в России действовали мощности по производству 5,7 млн тонн метанола в год, по даным "Коммерсанта". К 2030 году этот показатель может быть увеличен до 12 млн тонн за счет перспективных проектов, оценивают в Kept. Аналитики не прогнозируют существенного прироста спроса на метанол в России в связи с насыщением рынка и считают экспорт единственной потенциальной точкой роста отрасли.
Основным рынком сбыта метанола из России до введения санкций ЕС была Европа. Соответствующий запрет объявлен в октябре 2022 года, после чего до июня 2023 года были возможны поставки по заключенным контрактам. В 2023 году экспорт метанола из РФ упал на 25%, до 1,5 млн тонн, в 2024 году поставки выросли до 1,8 млн тонн, но остаются ниже уровней 2019–2022 годов, согласно докладу Kept. Так, по данным аналитиков, нарастили объемы поставок Турция и Белоруссия, а крупнейшим покупателем российского метанола стал Китай. До 2023 года РФ почти не поставляла метанол на восток из-за длительного логистического плеча и ограниченных мощностей железнодорожного транспорта. Из-за этого экспорт в Азию менее рентабелен, к тому же цены в этом регионе традиционно ниже, чем в Европе, поясняется в обзоре Kept. И даже одни из самых низких в мире затрат на производство метанола в России не могут стать конкурентным преимуществом из-за логистических ограничений, считают эксперты.
Как отмечается в исследовании, запуск в ближайшие годы новых мощностей для перевалки метанола может отчасти упростить задачу сбыта при выходе на новые рынки. «Жизненно необходимо создание новых мощностей по перевалке и экспорту морским путем, а также создание производственных мощностей на Дальнем Востоке параллельно с соответствующей экспортной инфраструктурой»,- уверены в Kept. Там напоминают, что в 2026 году планируется ввести терминал по перевалке метанола в порту Высоцк мощностью до 1 млн тонн, также анонсировано возведение терминала в порту Суходол мощностью до 2 млн тонн в год.
На рост потребления аммиака в нашей стране эксперты смотрят более оптимистично. Они отмечают, что после резкого падения экспорта (из-за остановки в 2022 году аммиакопровода Тольятти-Одесса) до минимальных исторических значений в 0,5–0,6 млн тонн часть из выпавших объемов удалось компенсировать за счет перенаправления аммиака на переработку в азотные удобрения, экспорт которых растет.