http://rccnews.ru/ru/news/chemicals//106852/
2022-10-05 16:40:07
В России начинают останавливаться крупнейшие производства метанола, пишет "Коммерсант". Проблемы возникли у «Томск Газпрома», «Щекиноазота», «Метафракса», а также «Томета».
В России метанол, который является одним из первых переделов природного газа, производят девять компаний. Их суммарные производственные мощности оцениваются в 4,5 млн тонн в год, экспорт составляет около 2 млн тонн. В 2021 году этот сектор активно рос на фоне высоких мировых цен, и некоторые компании («Щекиноазот», «Метафракс») расширяли мощности.
Мировой рынок, по оценке E&Y, составляет около 85 млн тонн, около половины которых перерабатывается в Китае. К 2025 году глобальные объемы производства метанола могут вырасти до 110–120 млн тонн. Российские компании планировали активно увеличивать производство. Так, около 1 млн тонн в год планировалось производить в рамках Находкинского завода минеральных удобрений (изначально принадлежал Аркадию Ротенбергу, но затем развитием проекта занялся его партнер Артем Оболенский, запуск производства метанола запланирован на 2023 год). Еще 1,7 млн тонн в год планировал выпускать «Еврохим» на своей площадке в Кингисеппе. Помимо этого завод по производству метанола на 1,8 млн тонн в Усть-Луге в 2023 году собирался запускать «Русхим» экс-депутата Госдумы Виталия Южилина, аналогичный проект на 1,7 млн тонн планировала Балтийская газохимическая компания (владелец - «Балтийский метанол» Ильи Трабера и Владимира Круглова). При этом основные объемы экспорта из России шли в Европу, так что уже в марте с поставками стали возникать проблемы, так как они осуществлялись через иностранные порты (ключевой - в Финляндии).
При этом формально метанол не попал под санкции ЕС. Российские морские отгрузки через Усть-Лугу были ограничены мощностями по перевалке. Внутреннее потребление метанола, поясняют собеседники “Ъ” на рынке, хоть и росло в 2021 году (например, за счет роста переработки на «Нижнекамскнефтехиме»), в 2022 году начало снижаться, не обеспечивая спрос на выпускаемые объемы. Сейчас, говорят источники “Ъ”, компании стараются продать максимальные объемы в Китай даже по минимальной цене, чтобы не допустить полной остановки производства, так как мощности для хранения ограничены, а перезапуск производства - затратное мероприятие. Но в Китае, отмечают собеседники “Ъ” на рынке, тоже слабый спрос на фоне очередных локдаунов, что давит на стоимость метанола, при этом нетбэки у российских компаний низкие из-за выросшего транспортного плеча.