11/06/2001

Долой памятники!

Диана Вайнберг - Эксперт N'22 (11 июня 2001г.)

Амбициозный проект создания лидирующего отраслевого ресурса, конечно, потребует более серьезных инвестиций, но зато и эффективность такого ресурса будет неизмеримо выше

Что, как правило, делает компания, решив использовать Интернет в своей работе? Запускает сайт по адресу, который созвучен ее названию, и проводит небольшую рекламную кампанию, чтобы уведомить о появлении нового ресурса своих партнеров. Продвинутые администраторы еще могут прописать корпоративный сайт в различных поисковых системах. И что в результате? Приятного дизайна страничка в Сети, которую посещают обычно только партнеры компании, да и то нерегулярно. Со временем интерес к такому проекту и у партнеров, и у самой компании падает, некоторое время сайт еще поддерживается на плаву, а потом превращается просто в памятник, напоминание о неэффективно потраченных средствах.

Между тем этому, казалось бы, естественному пути продвижения в Сеть есть намного более удачная альтернатива. Что если вместо корпоративного сайта открыть общерыночный ресурс, вертикальный или специализированный портал? Такой проект, конечно, потребует больше сил и денег. Но зато он может быть интересен буквально всем игрокам определенного сектора экономики, и эффект от такого присутствия в Сети для компании будет неизмеримо более высоким.

Теория процессов

Если в Интернете еще нет специализированного ресурса, посвященного определенной сфере бизнеса, то сформировать точку сбора компаний сходного профиля будет довольно просто. Достаточно размещать на своем сайте ежедневные российские и зарубежные новости отрасли и публиковать информацию, безусловно интересную и нужную партнерам, а порой и конкурентам, например информацию о тенденциях движения цен. Дальнейшие усовершенствования общерыночного ресурса - аналитические обзоры, базы данных по участникам рынка, форумы и конференции, статистические исследования - сделают его еще более интересным, а значит, более посещаемым.

Естественно, популярность такого ресурса будет на несколько порядков выше, нежели корпоративного сайта, и владелец портала, один из игроков этого рынка, не будет обделен вниманием. Ему даже не понадобится безоглядно хвалить себя, любимого, достаточно просто не размещать негативную информацию о компании - и положительный имидж обеспечен.

Отраслевой веб-сайт является довольно авторитетным источником информации. Пусть предприятия-конкуренты в массе своей еще не пришли в Интернет, но журналисты уже давно с удовольствием используют возможности Сети, и сильный отраслевой ресурс может быстро привлечь к себе их внимание - разумеется, при условии, что он будет источником достоверных и полезных новостей. Конечно, пресса прекрасно сознает, что имеет дело с неким карманным СМИ, полностью лояльным вашей компании, но все же журналисты относятся к таким сайтам именно как к СМИ, то есть источнику информации.

Практический эксперимент

Подобная идея родилась в головах сотрудников чебоксарской студии интернет-маркетинга "Агентство Игоря Судакова": они предложили местному промышленному гиганту, одному из крупнейших в Европе химических заводов ОАО "Химпром", создать интернет-портал "Химическая промышленность России", под который зарегистрировали доменное имя himprom.ru. Мысль запустить портал, объединяющий информационные ресурсы и торговую площадку класса b2b, казалась директору и владельцу студии Игорю Судакову очень удачной. "По-моему, для компании на порядок эффективнее создать крупный отраслевой узел торговли, - уверяет г-н Судаков, - еще лучше сочетать общеотраслевой ресурс с корпоративным веб-сайтом".

Однако понимания у потенциальных партнеров чебоксарское агентство не нашло, даже несмотря на довольно низкие расценки: агентство оценило разработку портала в 10 тыс.долларов, тогда как московские ателье за аналогичный проект просят, как правило, на порядок больше.

Российские предприятия неохотно ввязываются в подобные интернет-проекты, понимая, что разработка портала - это лишь начальный этап, часть необходимой работы, притом не самая дорогостоящая, и в дальнейшем владельцу общерыночного ресурса придется ежемесячно тратить немалую сумму на его поддержку. "Если первоначальные вложения в отраслевой ресурс могут быть вполне сравнимы с затратами на создание сайта, то ежемесячные расходы на портал наверняка будут значительно выше", - считает необходимым предупредить генеральный директор московского интернет-агентства Promo.ru Тимофей Бокарев. Затраты на поддержку отраслевого ресурса, безусловно, зависят от многих факторов - частоты обновления, качества и полноты информации, - но даже по минимуму они составят 2,5-3 тыс.долларов в месяц.

Тем не менее г-н Бокарев уверен, что создание отраслевого ресурса - неплохой маркетинговый ход для компании, способной потянуть расходы на его поддержку Например, одному из своих клиентов, дистрибутору табачных изделий "Авалон Трэйд", маркетологи Promo.ru посоветовали вместо одноименного сайта открыть общерыночный ресурс tabak.ru, который благодаря размещенным здесь новостям и тематической информации, а также форумам и конференциям на интересные темы будет привлекать гораздо больше пользователей.

Когда tabak.ru заработал в Интернете, оказалось, что его аудитория не столь обширна, как предполагали разработчики ресурса. "Корпоративная принадлежность ресурса несколько снижает его ценность, - анализирует результаты Тимофей Бокарев. - Конкуренты не спешат помещать свою информацию, опасаясь необъективности". Именно поэтому большинство владельцев общерыночных ресурсов предпочитают не афишировать свою причастность к работе того или иного сайта в Интернете, возлагая задачи поддержки сайта и его информационного наполнения на независимое агентство. Владелец в этом случае выделяет деньги на проект и целиком и полностью контролирует деятельность агентства.

Результаты и выводы

А вот руководитель веб-проектов дизайн-студии АСС Александр Брязгунов не рекомендует компаниям тратиться на создание отраслевого ресурса: "Это довольно дорогое удовольствие. Так что если фирма не будет извлекать из подобного портала прибыль, ей он просто ни к чему. Другое дело, если поддержка такого ресурса может принести компании реальных клиентов".

Например, для консалтинговой фирмы, специализирующейся в определенном секторе экономики, отраслевой информационно-аналитический портал станет не только незаменимым источником информации, но и самым удобным рабочим инструментом.

Кроме того, поддержка авторитетного общерыночного ресурса - солидный плюс для формирования имиджа. Тем более что для ресурса, принадлежащего независимой консалтинговой компании, сама собой отпадает проблема ангажированности: такие фирмы, как правило, поддерживают хотя бы видимость нейтралитета.

В частности, Игоря Судакова с его идеей портала химической промышленности уже, похоже, опередил другой предприниматель - германский коммерсант Фарес Кильце, долгое время занимавшийся продажей продукции российских химических предприятий в Германии и, по нашим сведениям, имеющий в этой стране сильных партнеров. 15 июня он запускает довольно дорогой проект rcc.ru - портал, посвященный фармакологии, химической и нефтехимической промышленности, объединяющий информационные ресурсы (новости и обзоры) и базы данных по участникам рынка, по фирмам, предоставляющим разнообразные смежные услуги, учебным заведениям, причем не только российским. По замыслу владельца, rcc.ru будет включать в себя также информацию о зарубежных рынках химии и нефтехимии и выполнять задачу налаживания нормального информационного обмена между российскими и зарубежными фирмами. Фарес Кильце, по его заверениям, избегает прямых инвестиций в этот проект со стороны участников рынка, но не отрицает, что уже сегодня у него есть клиенты, заинтересованные в использовании информации, которая будет на этом ресурсе размещена. За счет прибыли, полученной от предоставляемых клиентам офлайновьгх услуг, портал обеспечит окупаемость инвестиций и даже прибыль, рассчитывает Фарес Кильце.

"Какой вариант работы в Интернете стоит выбрать конкретной компании, зависит прежде всего от тех целей, которые она перед собой ставит", - считает Тимофей Бокарев. Лишь один совет может пригодиться буквально каждому.
Не относитесь к стандартному решению как к единственно правильному.


Другие новости этого раздела: