04/05/2010
Российская нефть и нефтепродукты стали для Беларуси дороже
В соответствии с постановлением российского правительства, с 1 мая ставка экспортной пошлины на сырую нефть выросла на 15 долларов (с 268,9 до 284 долларов за тонну). Также выросли экспортные пошлины на светлые (со 193,5 до 203,7 доллара за тонну) и темные (с 104,2 до 109,7 доллара за тонну) нефтепродукты. Это значит, что белорусской нефтепереработке и нефтехимической отрасли для непрерывной работы придется вновь увеличить свои затраты.
По итогам 1 квартала Мозырский НПЗ вышел на рентабельную работу. Отрицательная рентабельность «Нафтана» составила 0,5 %. Планируется, что по итогам четырех месяцев «Нафтан» выйдет на безубыточную работу. Кроме того, в январе-марте белорусские НПЗ увеличили отчисления в бюджет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 1,5 раза — с 280 до 460 млн долларов.
Белорусским НПЗ экономически нецелесообразно работать с нефтью, поставляемой в Беларусь с уплатой 100 % пошлины. В этом случае цена тонны нефти возрастает в два раза по сравнению с нефтью, поставляемой беспошлинно. Из-за этого загрузка нефтеперерабатывающих заводов составила в 1 квартале 66 % к прошлому году.
Беларусь готова работать, используя микс из 6,3 млн тонн беспошлинной нефти, 7,8 млн тонн нефти с уплатой 100 % пошлины и 1,7 млн тонн собственной нефти. А если попытки давления на Россию по поводу отмены 100 % пошлины на нефть так ничего и не дадут, то есть еще расчет на благоприятное колебание цен на нефтяном рынке.
За два месяца средняя импортная цена одной тонны нефти для Беларуси выросла на 49 %, а стоимость одной тонны нефтепродуктов увеличилась на 102,6 %. По нефтехимической отрасли влияние цены ударило еще больнее, чем по нефтепереработке. Если в январе-феврале импорт нефти из России снизился к аналогичному уровню прошлого года почти на 40 %, то импорт нефтепродуктов — на 82,8 % или в 5 раз. За два месяца прошлого года Беларусь купила у России почти 600 тыс. тонн нефтепродуктов, за два месяца этого года — 101,5 тыс. тонн.
Беларусь надеется добиться отмены пошлины на нефтепродукты с помощью Экономического суда СНГ, куда страна обратилась еще в марте. Решения по пошлинам на нефтепродукты Беларусь может ждать довольно долго. К тому же в своем исковом заявлении белорусская сторона просит Экономический суд СНГ лишь рекомендовать Российской Федерации принять меры по отмене таможенных пошлин на нефтепродукты, ввозимые Беларусью. Исходя из заявлений экспертов, пока не совсем ясно, будет ли решение суда носить обязательный характер.
Если колебания цен на нефтесырье будет не в пользу Беларуси, то, как следует из заявлений представителей власти, угроза устойчивости нефтехимической отрасли вырастет еще больше. Государству, заинтересованному не допустить возникновения в нефтехимии чего-то похожего на коллапс, придется помогать отрасли. Например, деньгами. Хотя на фоне слез по поводу навалившихся проблем предприятия нефтехимии в целом демонстрируют неплохие показатели. По крайней мере, такую картину рисует Белстат, по данным которого за три месяца текущего года объем производства в нефтехимической отрасли вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12,9 %.
Другие новости этого раздела:
22/04/2024
Количество компаний, занимающихся поисками месторождений природного водорода, выросло в 4 раза
04/04/2024
04/03/2024
Yara и GHC SAOC подписали соглашение о поставках "зеленого" аммиака
22/02/2024
09/01/2024
Вступил в силу нулевой ндпи при добыче газа для производства водорода и аммиака
28/12/2023
Терминал по перевалке аммиака в Тамани начнет работать в тестовом режиме в начале 2024 года
01/12/2023
В Узбекистане реализуются совместные проекты с саудовской компанией ACWA Power
«Русхим» подбирает партнера для разработки газовых месторождений в НАО
15/11/2023
16/10/2023
Котировки на газ превысили 600 долларов за 1000 куб. м
18/09/2023
Северная Америка будет лидером по вводу мощностей по производству аммиака в мире к 2030 году
22/08/2023
Saudi Aramco будет поставлять 9 млн тонн "голубого" аммиака на рынок
На корейском терминале Пусан прошла первая бункеровка судна на метаноле