http://rccnews.ru/ru/news/refinary//104931/
2021-01-27 16:28:31
Поставки нефти на российские НПЗ по системе «Транснефти» в прошлом году сократились на 12,5 млн т по сравнению с 2019-м до 233,65 млн т, говорится в обзоре ценового агентства Argus, опубликованном 26 января. Таким образом, годовой показатель упал до уровня 2011 года (тогда он составлял 233,38 млн т). Аналитики агентства называют две основные причины, повлиявшие на загрузку заводов: налоговый маневр, продолжающийся с 2015 года, и пандемия коронавируса, резко сократившая спрос на топливо.
В Минэнерго «Ведомостям» сказали, что в начале 2021 года НПЗ работают стабильно и по мере плавного роста спроса на моторные топлива ожидается увеличение их загрузки. «Это также будет способствовать повышению объема запасов автомобильного бензина до уровня 1,8 млн тонн к маю 2021 года накануне плановых ремонтов оборудования на НПЗ», – подчеркнули в ведомстве. В министерстве добавили, что поставки топлива на АЗС идут стабильно, полностью удовлетворяя спрос. При этом запасы компаний по товарному бензину, по данным Минэнерго, на 24 января составляли всего около 1,2 млн тонн (минимальный уровень за последние два года).
На пике в 2014 году загрузка российских нефтеперерабатывающих заводов достигала 262,12 млн тонн. Но после проведения первого этапа налогового маневра (предусматривает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть при одновременном повышении НДПИ) в 2015 году российские производители начали снижать объем загрузки на фоне падения рентабельности переработки нефти и роста привлекательности ее экспорта, отмечает Argus. В результате в 2015 году поставки на НПЗ упали на 12,18 млн тонн, в 2016 году – на 4,71 млн тонн, в 2017 году – еще на 1,53 млн тонн. Падение сменялось ростом лишь однажды за этот период – в 2018-м (на 5,66 млн т до 249,34 млн т) из-за временного восстановления доходности НПЗ на фоне того, что весь год стоимость нефтепродуктов уверенно росла.
С мая по октябрь 2020-го, после резкого снижения нефтяных котировок, правительство РФ даже вводило временный запрет на импорт моторного топлива, чтобы поддержать загрузку на НПЗ внутри страны. Дело в том, что тогда за рубежом бензин подешевел вслед за обвалившейся нефтью, а в РФ из-за механизма сглаживания цен (демпфера) стоимость моторного топлива не снизилась. Временное эмбарго должно было предотвратить затоваривание российского рынка дешевым импортным бензином. Но вкупе с отставанием в наращивании объемов отгрузки НПЗ от резко выросшего спроса после снятия коронавирусных ограничений это привело к скачкам цен в оптовом звене (в конце июня цена марки Аи-95 превышала 62 000 руб./т против 40 000 руб./т на начало мая).