26/11/2013

Конкуренция усиливается

Российский рынок шин по итогам 9 месяцев 2013 года сократился на 1 % и оценивается «Кордиантом» в 46,06 млн шт. При этом конкуренция на российском шинном рынке продолжает усиливаться во всех сегментах. Наряду с растущим импортом из стран Азии, мировые бренды локализуют производство на территории России: компания Continental запустила производство в Калуге с первоначальной мощностью 4 млн шин в год, компания Bridgestone объявила о начале строительства завода в Ульяновской области, в планах – запуск производства в 2016 году.

«Если основным драйвером российского шинного рынка в 2012 году был растущий импорт, то в 2013 году ключевой движущей силой рынка выступает именно производство», - подчеркивается в отчете. За 3 квартала текущего года объемы производства приросли на 7 %, в основном, за счет зарубежных производителей, запускающих или увеличивающих объем производства на территории России. Например, компания Nokian увеличила выпуск продукции на 15 %, Pirelli - на 11 %. Значительный скачок в силу эффекта «низкой базы» продемонстрировала компания Yokohama – производство увеличилось в 9 раз.

Наибольшее увеличение производства (на 9 %) наблюдается в сегментах легковых и OTR шин. Производство грузовых шин сократилось на 5 % за счет снижения выпуска грузовых комбинированных шин. В сегменте легковых шин наращивают мощности зарубежные производители, а также ОАО «Нижнекамскшина».

Холдинг «Кордиант» сократил производство легковых шин на 7 %, что связано с прекращением производства морально устаревшей продукции и переориентацией продуктового портфеля и производственных мощностей на бренд Cordiant. При этом выпуск продукции под брендом Cordiant увеличился на 6,4 % за счет расширения продуктового портфеля новыми суббрендами RoadRunner, WinterDrive, SnowCross, а также типоразмерами 17-18 посадочного дюйма.

На текущий момент рынок не оправдывает надежд основных игроков, считат в «Кордианте». Зарубежные производители, имеющие производство на территории России, снижают свои прогнозные показатели прибыльности за 2013 год. Так, Nokian сообщает о снижении продаж за 9 месяцев 2013 года на 4,9 %. Pirelli пересматривает свои планы расширения мощностей на российском рынке. В соответствии с новым планом в 2015 году производственные мощности Pirelli составят до 8,9 млн шин в год (вместо 10,5 млн шин). Как ожидает Pirelli, российский шинный рынок по итогам 2013 года сократится на 3,5 %. Но в долгосрочной перспективе, как отмечает компания, рынок демонстрирует хороший потенциал.

Холдинг «Кордиант» наиболее активно развивает 2 приоритетные группы шин (легковые и грузовые ЦМК шины) на производственных площадках в Ярославле и Омске, на которых к 2020 году суммарно будет производиться до 12 млн шин в год.  «Алтайский шинный комбинат» устанавливает новое оборудование и развивает продуктовый портфель в целевых для себя группах сельскохозяйственных и легкогрузовых шин. «Нижнекамскшина» реализует инвестиционную программу, направленную на увеличение производства легковых шин Кама Euro и Viatti и расширение совокупных производственных мощностей до 18 млн шин в год.

Падение спроса на шины в России и одновременное увеличение производства привело к росту экспорта продукции: за 9 месяцев за пределы страны вывезено на 18 % больше шин, чем за аналогичный период 2012 года, увеличились поставки в страны Европы.  Основной рост пришелся на Nokian и Pirelli, которые увеличили экспорт на 33 %. Холдинг «Кордиант» увеличил экспорт на 21 %. Вышеназванные зарубежные компании, наряду с увеличением объемов производства и экспорта, сократили объемы импорта: Nokian - на 49 %, Pirelli - на 23 % и Yokohama - на 28 %.

Общий объем импорта (за исключением импорта из стран Азии) в третьем квартале текущего года продолжает сокращаться. По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. объемы ввезенной продукции упали на 5 % в силу значительного спада импорта легковых шин (-10 %), как результат расширения мощностей ведущих мировых производителей на территории России. Значительно вырос объем импорта легкогрузовых (+52 %)  и OTR (+36 %) шин.

По-прежнему растет импорт из стран Азии: Китай и Южная Корея в структуре импорта занимают 36 %, увеличив свою долю на 8 % по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Основные торговые марки из Китая Triangle, Goodride и Linglong увеличивают импорт в Россию шин в сегменте В2В. Особенно ярко выражена данная тенденция на Дальнем Востоке, где китайские шины представляют серьезную угрозу не только российским маркам, но и раскрученным японским брендам.

В то же время южно-корейские компании продолжают наращивать совокупные объемы импорта в Россию в сегменте В2С. Однако динамика развития в 2013 году среди производителей из Южной Кореи разнонаправлена. Так Hankook, увеличив объемы на 25 %, по итогам 9 месяцев стал лидером среди компаний-импортеров. Kumho немного снизила темпы прироста в 3 квартале текущего года и совокупно увеличила объем ввезенной продукции на 16%. Другая южно-корейская компания Nexen, которая на протяжении 2012 года также демонстрировала агрессивную политику, в 2013 году снизила темпы прироста - по итогам 3-х кварталов объемы упали на 33 %.

Количественные и качественные изменения в области производства и экспортно-импортных операций отразились на структуре основных игроков российского шинного рынка.

Лидерами рынка являются российские компании «Нижнекамскшина» (18 %) и «Кордиант» (11 %). Значительное увеличение экспорта сместило на 4-е место Nokian, которую опередила Pirelli, постепенно наращивающая производство на территории России. Hankook занимает 4 % рынка, опередив такие компании, как Bridgestone и Continental.

Структура рынка по группам шин на протяжении последних лет стабильна. Легковые шины доминируют с долей 77,5 %. Незначительно сокращается доля грузовых шин. Значительный прирост продемонстрировала группа OTR шин (+20 %), что является результатом реализации крупных проектов на территории страны и развития инфраструктуры. 

Сокращение спроса на рынке шин привело к образованию значительных складских остатков, которые оцениваются на уровне 10 % рынка. Как результат, наиболее емкие группы легковых и грузовых шин сократились на 2 % и 5 %, соответственно.

Помимо развития производственных мощностей немалое внимание основными игроками уделяется собственной розничной сети: «Кордиант», Nokian, Pirelli, Bridgestone, Michelin и «Нижнекамскшина» расширяют сети розничных магазинов.

По прогнозам холдинга «Кордиант», в 2013 году российский шинный рынок сократится на 2,7 % и составит 58,2 млн шин. В 2014 году на российском шинном рынке не следует ожидать бурного роста – стабилизация будет проходить постепенно. К 2020 году, согласно прогнозу «Кордиант», шинный рынок будет развиваться со среднегодовым темпом прироста 2 % и превысит отметку в 66 млн шин. Наиболее активно будут развиваться сегменты грузовых ЦМК и легкогрузовых шин, а также легковых шин среднего ценового сегмента.

 


Другие новости этого раздела:

10/10/2019

Chambroad увеличит мощности по выпуску каучуков

На Полиэфе частично остановили производство после утечки

07/10/2019

«БИАКСПЛЕН» и Manucor S.p.A. создали совместное предприятие

04/10/2019

Композитные вставки LANXESS используются в качестве структурного усиления передней стойки кузова

Казаньоргсинтез и Нижнекамскнефтехим подписали контракты с Siemens на 290 млн евро

В России создадут Ассоциацию производителей полимерной теплоизоляции

19/09/2019

Кровельная система с применением полимерной мембраны LOGICROOF и инновационной теплоизоляции LOGICPIR успешно прошла REI тест

31/07/2019

Выручка Казаньоргсинтеза превысила 40 млрд рублей за первое полугодие

05/07/2019

LANXESS запускает новое предприятие по производству высокоэффективных преполимеров в Бразилии

08/06/2019

СИБУР планирует запустить производство спецпластификаторов по собственной технологии на пермской площадке

23/05/2019

Бывший гендиректор ОХК «УралХим» Дмитрий Коняев стал председателем совета директоров АО «ГалоПолимер»

27/03/2019

С апреля 2019 года ПАО «Казаньоргсинтез» начнет промышленный выпуск металлоценового линейного полиэтилена низкой плотности

13/03/2019

Концерн Nokian Tyres значительно продвинулся в строительстве своего первого завода в Северной Америке

05/03/2019

"Полипластик" поставляет в турцию

06/02/2019

В рамках «Интерпластики 2019» НПП «Полипластик» рассказало о проблемах подбора квалифицированных кадров в отрасли