06/06/2013

Шинники ищут новое сырье на фермах

Шинные производители по всему миру изо всех сил ищут новые способы, как сделать свои шины экологичнее и при этом сократить собственные расходы за счет новых видов сырья. Заменить привычные натуральный каучук и нефтепродукты в резиновой смеси на новые, более доступные и экологические чистые материалы пытаются все основные мировые концерны.

Чак Юркович, вице-президент по научным исследованиям компании Cooper Tire, на портале colesa.ru перечисляет перспективные технологии для шинной промышленности: биомасла из канолы, кукурузы и сои; наполнители из таких сельскохозяйственных продуктов, как крахмал, рис, соевые бобы и кукуруза; каучук из источников за пределами Азии, в том числе из одуванчиков и гваюлы; нановолокна из биологических и синтетических материалов; функционализированные полимеры (и синтетический, и натуральный каучук); микробиологически получаемые биополимеры; силика (диоксид кремния) с сильно развитой поверхностью (свыше 200 м2/г); высокопрочный металлокорд, позволяющий снижать вес шины; легковесные материалы, способные заменить сталь.

Млечный сок одуванчика под названием «кок-сагыз» содержит каучук такого же качества, как и материал, получаемый из гевеи бразильской. Сейчас уже несколько компаний, в том числе Continental, Cooper, Bridgestone и даже Ford, работают над тем, чтобы культивировать это растение и получить заветный ингредиент для шинной промышленности. По их мнению, новые сырьевые материалы способны снизить вес шины без ущерба для других характеристик, уменьшить расход топлива за счет сокращенного сопротивления качению или повысить экологичность продукта при помощи новых, более «зеленых» технологий.

Сейчас сразу нескольких шинных гигантов вместе с учеными работают в таких комплексах, как Центр сельскохозяйственных исследований штата Огайо, над тем, чтобы культивировать одуванчики и начать делать из них шины. В конце концов, исследователи говорят, что с одного акра (0,4 га) одуванчикового поля можно получить до 250 грузовых шин, то есть урожайность этого растения выше, чем у других каучуконосов. А поскольку стоимость натурального каучука выросла с 1 доллара в 2003 году до 6 долларов за кг в 2011 году, этот источник несомненно стоит того, чтобы обратить на него внимание.

Continental, в свою очередь, занимается исследованиями в области получения каучука из одуванчиков уже с 2007 года, и сейчас немецкий концерн сотрудничает в рамках консорциума с несколькими организациями, помогающими определить жизнеспособность этой идеи. Многие компании, рассматривающие возможность использования одуванчикового каучука, также оценивают потенциал еще одного альтернативного источника сырья, а именно гваюлы. Этот кустарник, растущий на севере Мексики, юго-западе США, а также в Казахстане, схож с одуванчиком тем, что из него тоже можно получить каучук такого же качества, как из гевеи.

Goodyear, Firestone и Uniroyal в свое время экспериментировали с этим растением, и тогда гваюлой даже было засажено несколько гектаров в Техасе и Аризоне. Прошлой весной о планах провести полномасштабные исследования в этой области объявила Bridgestone, которая отметила, что твердо намерена превратить гваюлу в возобновляемый и коммерчески выгодный источник высококачественного натурального каучука.

Еще шинные производители заинтересовались соевыми бобами, кукурузой и канолой (разновидность рапса). Все они могут служить сырьем для получения «биомасел», способных в будущем заменить в шинном производстве масла на основе нефти. Некоторые компании, такие как Goodyear и Bridgestone, уже начали внедрять использование этих материалов.

Наполнители для шин также сейчас производятся из природных материалов, таких как крахмал и рис, которые делают шины экологичнее за счет того, что заменяют собой технический углерод, получаемый из нефти. По словам г-на Юрковича, эти материалы также потенциально могут сокращать сопротивление качению и снижать вес шины.

Уменьшать расход топлива за счет сниженного сопротивления качению способно также и апельсиновое масло, которое при этом, по словам исследователей Yokohama, также благотворно влияет на долговечность и уровень сцепления. Другие производители тоже не отстают от японских специалистов: Nokian сокращает сопротивление качению при помощи смеси из силики и канолового масла, Michelin повышает тяговое усилие за счет использования подсолнечного масла, а Sumitomo применяет в производстве растительное масло и волокна из растительной целлюлозы.

Пока остаются нерешенными экономические вопросы. Переход на подобные сельскохозяйственные продукты потенциально способен создать перекос в производстве пищевых культур. К тому же многие из этих технологий в настоящее время проигрывают в экономическом плане применению нефтепродуктов – или же не могут обеспечить приемлемые характеристики.

По этой причине некоторые компания разрабатывают биоматериалы, способные стать альтернативой изопрену на основе нефтепродуктов и заменить его в производстве синтетического каучука и других эластомеров. Goodyear, к примеру, сотрудничает с фирмой DuPont, с которой работает над продуктом под названием BioIsoprene. В прошлом году партнеры уже представили первый прототип шин, изготовленный по этой технологии, а Goodyear заявляет, что «биоизопрен» можно также применять в производстве хирургических перчаток, мячей для гольфа и клеящих веществ.

Существуют и другие способы найти экологичную замену синтетическому каучуку. В частности, Lehigh Technologies, известный поставщик эко-материалов для шинной индустрии, заключила соглашение о сотрудничестве с испанскими экологами из HERA Holding, вместе с которыми компания производит микронизированную резиновую крошку, изготовленную из отработанных шин и других резинотехнических изделий. Среди покупателей этого материала уже числятся пять из десяти крупнейших мировых шинных производителей

Lehigh называет эту крошку самым экологичным сырьем для производства шин на планете, так как он снижает потребность в натуральных и синтетических материалах для шинной отрасли. По заверениям представителей компании, их продукт уже используется в 140 млн шин по всему миру.


Другие новости этого раздела:

23/12/2020

ТЕХНОНИКОЛЬ запустила завод по вторичной переработке полимеров в Хабаровске

16/12/2020

Lanxess повышает цены на инженерные пластики

08/12/2020

"Сибур" начал выпуск новых марок полипропилена для рафии

04/12/2020

Компания Dow и Интерполихим объявляют о подписании лицензионного соглашения на упаковочную технологию PacXpert™ в России

02/12/2020

"Куйбышевазот" запустил в эксплуатацию собственное производство серной кислоты марки "К" и улучшенного олиума стоимостью в 8,6 млрд рублей

01/12/2020

«Сибур» заключил первый контракт на поставку сырья для будущего производства «зеленой гранулы»

27/11/2020

BASF представляет новое поколение Ultramid® для интерьеров авто

24/11/2020

НПП «Полипластик» инвестирует в расширение производства 3,3 млн евро

05/11/2020

НПП «Полипластик» нарастил объем экспорта по итогам III квартала

26/10/2020

Наблюдательный совет Группы Азоты сместил с должностей президента Войчеха Вардацкого и вице-президента Павла Лапинского

23/10/2020

Производитель бытовой техники De’Longhi применяет полиэфирсульфон BASF в новой кофемашине

20/10/2020

Международные аналитические агентства прогнозируют спад в мировом производстве полиуретанов

16/10/2020

ГК «Титан» увеличила объем экспорта синтетических каучуков

13/10/2020

Применение нанокомпозитов в автомобилестроении обсудят на Российском автомобильном форуме

01/10/2020

7 октября в Санкт-Петербурге пройдёт конференция "Кабельный бизнес – 2020"