15/04/2013

Полимерщики пока выигрывают в «войне упаковок»

С 18 по 21 июня в Москве пройдет традиционная выставка RosUpack 2013, которая покажет тенденции развития упаковочного рынка России. В преддверии главного отраслевого события Национальная конфедерация упаковщиков представила данные по российскому рынку упаковки.

Всемирная организация упаковщиков (WPO) относит российский рынок к десяти крупнейшим в мире. В годы, предшествовавшие кризису, оборот упаковочного рынка РФ увеличивался на 10-12 %. В период кризиса 2008-2009 годов при снижении общих показателей состояния российской экономики более чем на 10 % потери упаковочного рынка составили не более 6 %. В 2010 году оборот рынка упаковки превысил 14 млрд долларов, и с этого года наблюдается его дальнейший устойчивый рост.

В кризисный и послекризисный период в сфере упаковки произошли значительные структурные и качественные изменения. Многие компании-потребители пересмотрели свое отношение к упаковке, стремясь снизить затраты на нее. Это в значительной степени повлияло на качество применяемых в упаковочном производстве сырьевых материалов, снизило требования к дизайну. Если до 2008 года в структуре используемой упаковки на российском рынке преобладала картонная и бумажная, то начиная с 2009 года, на первый план вышла полимерная упаковка.

Структура производства и потребления в России упаковки из различных материалов в 2008 году выглядела следующим образом: картонная и бумажная – 39 %; полимерная – 34 %; стеклянная – 14 %; металлическая – 8 %; упаковка из дерева и прочих материалов – 5 %. В настоящее время полимерная упаковка вышла в лидеры и занимает 39 % в структуре производства и потребления, у картона – 35 %; 12 % у стекла; 9 % - у упаковки из металлов; 5 % - у прочих материалов, включая дерево.

Одной из важнейших тенденций, характеризующих современное состояние отечественной индустрии упаковки, стало укрупнение производства и его интеграция. Все большее число предприятий расширяет технологии, используемые в своей деятельности, стараясь охватить весь цикл изготовления упаковки. Это, в частности, позволяет привлечь дополнительные инвестиции в развитие производства упаковки.

За последние 10-12 лет в России появилось значительное количество предприятий, оснащенных самым современным оборудованием, располагающих всеми средствами контроля качества используемого сырья и готовой продукции, а также высококвалифицированным персоналом. На упаковочном рынке возникла серьезная конкуренция, как среди производителей одного вида упаковки, например, из гофрокартона, так и межвидовая. Предложения ряда видов упаковки превышают спрос на нее. При этом производители упаковки работают в условиях высокомонополизированного рынка сырья (картона, полимеров). Ряд сырьевых материалов, не производимых в России или поставляемых в недостаточных количествах, предприятия упаковочной индустрии вынуждены импортировать. Высокие ввозные пошлины (до 15 %) на многие виды сырьевых ресурсов в значительной степени снижают эффективность их деятельности и конкурентоспособность по отношению к зарубежным поставщикам упаковки. Вступление России в ВТО в какой-то степени может изменить ситуацию, однако предполагаемая динамика изменения ввозных таможенных пошлин на готовые упаковочные изделия и ряд видов сырья, необходимого для их производства, не внушают оптимизма в решении затронутого вопроса.

Одним из важнейших факторов, обуславливающих дальнейший рост упаковочного рынка, является увеличение объемов выпуска продукции в отраслях, потребляющих основную массу упаковочных материалов и изделий. В первую очередь это отрасли пищевой промышленности, использующие от 60% до 85% большинства видов упаковки. Увеличение объемов выпуска их продукции и расширение ассортимента предусматривается «Стратегией развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 года», разработанной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и утвержденной в 2012 году Правительством РФ.

Продолжает увеличиваться доля упакованных товаров в отраслях, ранее практически не упаковывавших свою продукцию. Это строительные материалы, запасные части, метизы и многое другое. Значительным потенциалом в расширении фасовки и упаковки обладает рыбная отрасль, имеющая пока невысокие показатели выпуска продукции в расфасованном и упакованном виде. Все большие требования предъявляет рынок в отношении упаковки, препятствующей выпуску и реализации контрафактной продукции, а также к фармацевтической упаковке.

К важнейшим тенденциям, определяющим развитие упаковочного рынка, можно отнести следующие: рост производства и применения упаковочных материалов, обеспечивающих увеличение сроков хранения продуктов, фасовку в модифицированных сферах, использование высокоскоростной упаковочной и фасовочной техники (многослойные полимерные пленки, гофротара с микропрофилем, высококачественная стеклотара); развитие производства упаковки с программируемыми свойствами; расширение использования термоформованных средств упаковки, термоусадочных и стретч-пленок; совершенствование дизайна упаковки; социальные перемены: рост покупательской способности населения, стремление к здоровому образу жизни, экономии времени на приготовление и потребление пищи, образование социальных групп; демографические изменения: старение населения, уменьшение численности семьи, рост числа одиноких людей, миграция; развитие розничной торговли, снижение доли реализации товаров на открытых рынках, рост сетевой торговли и использования брендов; развитие инновационных технологий, в том числе нанотехнологий в производстве и применении упаковки; совершенствование систем транспортировки и складского хранения упакованных товаров; развитие «упаковочного» законодательства, касающегося производства и применения упаковки; ужесточение экологических норм и требований в сфере упаковки.


Другие новости этого раздела:

23/05/2019

Бывший гендиректор ОХК «УралХим» Дмитрий Коняев стал председателем совета директоров АО «ГалоПолимер»

27/03/2019

С апреля 2019 года ПАО «Казаньоргсинтез» начнет промышленный выпуск металлоценового линейного полиэтилена низкой плотности

13/03/2019

Концерн Nokian Tyres значительно продвинулся в строительстве своего первого завода в Северной Америке

05/03/2019

"Полипластик" поставляет в турцию

06/02/2019

В рамках «Интерпластики 2019» НПП «Полипластик» рассказало о проблемах подбора квалифицированных кадров в отрасли

Совет директоров ПАО "Куйбышевазот" утвердил бизнес-план создания производства композитов в ФРГ

01/02/2019

НПП «Полипластик» осваивает производство нового материала

30/01/2019

Более 80 тысяч тонн готовой продукции реализовано НПП "Полипластик" в 2018 году

16/01/2019

LANXESS завершает продажу ARLANXEO

25/12/2018

В 2018 году «Биаксплен» представил рынку новые пленки для целого ряда потребительских сегментов

28/11/2018

ТЕХНОНИКОЛЬ завершила строительство завода полимерной изоляции в Белоруссии

13/11/2018

Dunlop представила новую теннисную ракетку с использованием материала BASF

08/11/2018

"Полипластик" подвел итоги работы в третьем квартале

25/10/2018

LANXESS намерен увеличить производственные мощности по выпуску композиционного термопласта, армированного непрерывным волокном, на фабрике Bond-Laminates в Брилоне

05/10/2018

«Титан-Полимер» закупает оборудование