20/11/2012

ФАС хочет обсудить проблемы лекарственного обеспечения

В рамках обсуждения разработанного Минздравом России проекта Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации до 2025 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила свой взгляд на проблемы лекарственного обеспечения в Российской Федерации и призвала участников рынка к отрытой дискуссии.

Так, ФАС одной из основных проблем считает отсутствие конкуренции и связанная с этим высокая стоимость и низкая доступность лекарственных средств для населения, а также слабость контроля и надзора в сфере здравоохранения.

ФАС же указывала на вызывающую разницу в ценах аналогичных лекарственных препаратов в одной форме выпуска и дозировке (до 59 раз), она продиктована отсутствием конкуренции и указывает на особые причины препятствующие ей. Этими причинами являются неурегулированность вопросов взаимозаменяемости лекарственных препаратов, непрозрачная, противоречивая, усложняющая процедуру административного сдерживания цен и к тому же не допускающая арбитражного рассмотрения результатов экспертизы процедура регистрации лекарственных препаратов. Все это создает благоприятную среду для антиконкурентного взаимодействия недобросовестных участников рынка на всех этапах обращения лекарственных препаратов, направленного, прежде всего, против потребителей и государственного бюджета, что выражается в высоких ценах на лекарственные препараты.

В этих условиях введение обязательной регистрации предельных отпускных цен производителей и установление предельных оптовых и розничных надбавок не устранило причины высоких цен на лекарства и не создало условия для их снижения. Признавая своевременный и краткосрочный эффект от предпринятых мер, ФАС отмечает и ряд серьезных негативных последствий, таких как: убыточность производства отдельных жизненно важных и важнейших лекарственных препаратов, приводящая к сокращению инвестиций в отрасль, необходимых для модернизации производства для перехода с 2014 года на стандарты GMP; вымывание из обращения дешевых лекарственных препаратов; незаинтересованность производителей снижать цены; искусственный полиформизм, приводящий к необоснованному и значительному росту цен на отдельные препараты.

Очевидно, что требуются новые подходы к сдерживанию цен и стимулированию их снижения. Таким подходом является создание условий для конкуренции на рынках лекарственных препаратов. Под условиями ФАС России понимает комплекс мер, не только вводящих понятие взаимозаменяемости в медицинское законодательство, но и осуществляющих безусловный переход всех предприятий отрасли в 2014 году на стандарт GMP, снятие необоснованных барьеров при регистрации лекарственных средств, формирование перечня взаимозаменяемых лекарственных препаратов, выписку лекарств на рецептурных бланках и по МНН, выполнение других организационных мероприятий, стимулирующих потребление воспроизведенных лекарственных средств.

Вторая важная проблема, по мнению ФАС, носит институциональный характер и связана со слабостью медицинского надзора в России. Исторически сложилось, что в России действует несколько надзоров, участвующих в охране здоровья – это Росздравнадзор, Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Кроме того, надзорные полномочия всех ведомств ослаблены несоразмерностью штрафов, предусмотренных за нарушения соответствующих требований законодательства, их общественной опасности. Вдобавок функция надзора в сфере обращения лекарственных препаратов для медицинского применения ослаблена в связи с ее раздробленностью между тремя ведомствами: лицензирование производства лекарственных препаратов и лицензионный контроль осуществляет Минпромторг, регистрацию – Минздрав России, надзор за их обращением – Росздравнадзор. Это создает препятствия для реформы здравоохранения и делает невозможным достижение эффективности предложенных выше мер. Для преодоления слабости медицинского надзора требуются серьезные управленческие и законодательные решения.

ФАС считает, что вопросы надзора и вопросы конкуренции как основной движущей силы, направленной на снижение цен и увеличение доступности лекарств, до сегодняшнего дня находились на периферии внимания профессионального сообщества. ФАС готова принимать обращения по данному вопросу по адресу soc@fas.gov.ru.


Другие новости этого раздела:

24/08/2022

«Щелково Агрохим» планирует вложить 2,5 млрд рублей в фармпроизводства

26/05/2021

BASF заключил договор с международной фармацевтической компанией Sandoz

12/03/2021

Biocad начинает испытания лекарства от рака в Китае

27/11/2020

Российскую вакцину "Спутник V" могут выпускать в Германии

28/10/2020

Bayer достигла договоренности о приобретении частной американской биотехнологической фирмы Asklepios BioPharmaceutical

24/08/2020

Немецкая клиника выявила отравление политика Алексей Навального ингибитором холинэстеразы

Bayer заплатит за Essure

20/08/2020

Немецкая клиника выявила отравление А. Навального ингибиторами холинэстеразы

18/05/2020

Сбербанк создал компанию по производству лекарств

23/03/2020

Индия ограничивает экспорт лекарств

19/02/2020

«Синтез» начал производство геля «Диклофенака» из субстанции собственного производства

29/01/2020

АО «Синтез» в четвертом квартале 2019 года начало производить гель «Диклофенак» на основе субстанции собственного производства

19/09/2019

BIOCAD и Shanghai Pharmaceuticals Holding подписали финальное соглашение по созданию совместного предприятия в Китае

20/08/2019

14-15 августа в Бангкоке прошел Российско-Таиландский бизнес форум

16/04/2019

«Метафракс» и норвежская Dynea AS запустят в Губахе параформальдегид