25/11/2002

Разворачивается борьба за отечественный рынок талька

Тальк — уникальный природный минерал. Благодаря своим физико-химическим свойствам и относительно невысокой цене тальк в измельченном виде широко используется во многих отраслях промышленности.

Основными свойствами талька, обусловливающими его промышленное применение, являются его чешуйчатая структура, мягкость, белизна, гидрофобность, атмосфероустойчивость, кислотоустойчивость, термоустойчивость, химическая инертность, высокая температура плавления, диэлектрические и абсорбирующие свойства.

Ежегодное мировое производство талька составляет около 6 млн тонн, в том числе в России его добывается 0,35 млн тонн в год. До 29% добытого сырья используется в производстве керамики. Кроме того, он необходим в производстве бумаги (22%), красок (18%), пластиков (7%), крышевых покрытий (5%), косметики (3%), до 16% производимого талька потребляется другими отраслями — резинотехнической, кабельной, радиоэлектронной и т.д.

Судя по уровню спроса на мировом рынке, тальк является потенциально экспортноориентированным продуктом. Америка при высоком объеме собственной добычи является сегодня крупнейшим покупателем талька. Объем импорта составляет в США до 13% потребления. Активно на рынок США поставляют тальк Китай и Япония.

Доля импортного микроталька на российском рынке составляет около 60%. Это, в первую очередь, обусловлено недостаточным качеством микроталька, производимого в России.

Наш корреспондент побеседовал с А.В.Поляковым, научным консультантом проекта, представителем ООО «Байкальские минералы» на «Неделе химических технологий» в Санкт-Петербурге.

rcc.ru За отечественной продукцией прочно закрепилась репутация недорогой, но недостаточно качественной. Чем объясняется такой подход, если вести речь о тальке?

А.Поляков Мы используем тальк Онотского месторождения. На сегодня это лучший тальк в России по чистоте, по химическому составу. Говорят, что образец онотского талька находится в Музее минералогии в Лондоне как эталон тальковой руды. Просто технология и та база, которая была раньше на Онотском карьере, не позволяли получать высококачественные материалы. Потому в Россию ввозилось ранее и ввозится до сих пор тысячи тонн аналогичного зарубежного продукта. Наш завод создавался с таким расчетом, чтобы обеспечить высокое качество помола и по возможности заменить импортные марки, такие как Finntalc, Luzenac, Mondominerals и другие, которые сейчас доминируют на российском рынке.

rcc.ru Сегодня о большинстве российских химпредприятий можно сказать, что они построены еще во времена Советского Союза. Тех, чье предприятие возводилось в последние десять лет с нуля, в России не так много.

А.Поляков Строительство нашего завода началось в марте 2001 года. Есть складские помещения, в которых постоянно хранится запас руды; цех предварительного измельчения, в котором руда измельчается до уровня пригодного для подачи в мельницы; непосредственно помольный цех, где материал перемалывают до заданной тонины; упаковочный цех с современной линией упаковки. Спустя 10 месяцев после запуска мы производим по тальку номенклатуру порядка 10–12 марок и 2 марки по доломиту. Это достаточно высокие темпы. По качеству наша продукция в отдельных случаях превосходит даже европейские аналоги. А технический уровень завода позволяет увеличить производительность в 2–3 раза в течение 2 месяцев.

rcc.ru Вы собираетесь расширять производство за счет других наименований продукции?

А.Поляков Сейчас на заводе производят тальк, карбонатные наполнители, но мы планируем расширить номенклатуру, ориентируясь на запросы нашей промышленности.

rcc.ru Кому вы поставляете продукцию в России?

А.Поляков В основном лакокрасочным производителям: например в Ярославскую область, являющуюся одним из центров лакокрасочной промышленности, Ростовскую область, Петербургский регион. Мы в первый раз на этой выставке в Санкт-Петербурге, но у нас уже есть петербургские потребители. Нашу продукцию покупают также, например, представители германских компаний в России.

rcc.ru Вы будете участвовать в иностранных выставках?

А.Поляков Скорее всего, да. Например, в марте следующего года в Чехии. С предприятиями Чехии у нас особенно тесное сотрудничество, поскольку там хорошо развита лакокрасочная промышленность.

rcc.ru Борьба за рынки — очень тяжелая вещь. Трудно вытеснить те компании, которые уже прочно заняли свое место.

А.Поляков Опасностей мы не боимся, работаем честно, открыто, готовы к сотрудничеству. Зарубежные поставщики аналогичной продукции в Россию очень хорошо нас знают, изучают, внимательно за нами наблюдают. За свой рынок мы точно будем бороться и, я уверен, отстоим. Российская промышленность — наш основной потребитель, мы можем активно вести наступление на внутреннем рынке. За рубежом тоже будем бороться, но более мягко. По крайней мере, мы уже предприняли попытки. Для начала протестировали нашу продукцию на европейских предприятиях и получили сертификаты зарубежного образца.

На отечественном рынке талька сферы влияния распределены достаточно четко: Luzenac Group поставляет свою продукцию почти исключительно на бумажный рынок , Mondominerals — на лакокрасочный и бумажный рынки, российские производители — на рынки лакокрасочной и пластмассовой промышленности, китайские компании — в основном ориентированы на пластмассовую промышленность. Изменится ли ситуация кардинально с появлением на рынке новой компании — покажет время.


Другие новости этого раздела:

04/09/2023

В Ульяновской области запустят лакокрасочное производство

24/06/2022

Tikkurila уходит из РФ

16/06/2022

Gabriel-Chemie представляет новейшие трендовые цвета в мире пластмасс

31/05/2022

Российские производители экономят краску для упаковки

21/04/2022

Akzo Nobel публикует результаты за первый квартал 2022 года

23/03/2022

Lanxess повышает цены на неорганические пигменты

04/03/2022

Эксперты обсудили актуальные вопросы лакокрасочной промышленности

02/02/2022

BASF назвал самые популярные цвета автомобилей в 2021 году

17/12/2021

Производители красок переходят на упаковку с использованием переработанного сырья

25/11/2021

BASF планирует продавать новые лаки Glasurit® на российском рынке

17/09/2021

AkzoNobel объявила ключевым цветом 2022 года «Ясное небо»

02/09/2021

Lanxess повышает цены на неорганические пигменты

12/05/2021

В Европе растет популярность синих автомобилей

20/02/2021

На рынке появилась грунт-эмаль ЭВОПОЛ-12 - DTM-материал для нефтегазовой отрасли

15/02/2021

BASF назвал самые популярные автомобильные цвета 2020 года