http://rccnews.ru/ru/news/paintsvarnish//2494/
2001-07-09 00:00:00
Основное назначение лакокрасочных материалов (ЛКМ) защита промышленных изделий от воздействия окружающей среды и декоративное оформление товаров промышленного производства. ЛКМ один из важнейших видов химической продукции, наиболее близкой к реальному рынку товаров.
Мощности по выработке ЛКМ продукции широкого спектра потребления - размещены фактически во всех регионах Российской Федерации, в том числе: 0,5% суммарной мощности сосредоточено в Северном экономическом районе; 5,1% - в Северо-Западном; 30,1%. в Центральном; 3,8 – в Волго-Вятском; 7,1 – в Центрально-Черноземном; 5,8 – в Поволжском; 31,8 - в Северо-Кавказском; 9,5 – в ральском; 2,6 – в Западно-Сибирском; 2,9 – в Восточно-Сибирском; 0,8 – в Дальневосточном.
В 2000 г на Северный экономический район приходилось 2,3% суммарного объема производства лакокрасочных материалов, Северо-Западный – 1,7%; Центральный 37,8; Волго-Вятский – 5,8; Центрально-Черноземный – 12,0; Поволжский – 5,6; Северо-Кавказский – 23,9; Уральский – 6,9; Западно-Сибирский – 2,2; Восточно-Сибирский – 1,7; Дальневосточный – 0,1.
Состояние внутреннего рынка лакокрасочных материалов за 1998-2000 гг. может быть охарактеризовано данными табл. 1
Таблица 1
Показатель | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Производство, тыс. т. | 500,1 | 600,0 | 630,0 |
Экспорт, тыс. т | 15,7 | 30,1 | 39,0 |
Импорт, тыс. т | 157,5 | 102,2 | 147,6 |
Внутренний рынок, тыс. т | 641,9 | 672,1 | 738,6 |
Доля экспорта в производстве, % | 3,1 | 5,0 | 6,2 |
Доля импорта в потреблении, % | 24,5 | 15,2 | 20,0 |
Как следует из данных таблицы для периода 1998-2000 гг. характерна тенденция увеличения емкости внутреннего рынка с одновременным усилением позиций российских производителей на внешних рынках, в основном стран СНГ.
Состояние импорта ЛКМ в России за этот же период в значительной степени связано с общеэкономическим положением внутри страны. Финансовый кризис 1998 г. определил поворот российских потребителей к отечественной продукции и сокращение объемов импорта лакокрасочных материалов в 1999 г.
Однако, уже в 2000 г. доля импорта ЛКМ во внутреннем потреблении вновь приблизилась к докризисным параметрам. Это во многом свидетельствует об активной конкуренции и высокой заинтересованности иностранных продуцентов в упрочении собственных позиций на российском рынке.
Рост внутреннего спроса на лакокрасочные материалы в 1999 и 2000 гг. связан с позитивными тенденциями в экономике России и, прежде всего, в машиностроении, мебельной промышленности, в ремонтно-строительном комплексе. Однако в целом показатели российского рынка лакокрасочных материалов значительно уступают показателям рынков ЛКМ наиболее развитых стран. Так, среднедушевое потребление ЛКМ в целом по РФ составляло в 1999 г. 4,6 кг и колебалось от 10,8 кг для Москвы до 2,4 кг для Республики Мордовия и 1,3 кг для Республики Адыгея.
Основные направления применения ЛКМ российского рынка в целом соответствуют мировым. Оценочная структура потребления лакокрасочных материалов за 2000 г. приведена в табл. 2.
Таблица 2
Сфера потребления | Доля в общем объеме, % |
Российская Федерация, всего | 100,0 |
В том числе | |
Промышленное и гражданское строительство | 30,9 |
ЛКМ промышленного назначения | 29,8 |
ЛКМ для бытового потребления | 24,2 |
Производство лакокрасочных материалов (лаки, олифы для эмалей, красок) | 18,1 |
Производство мебели | 8,8 |
Автомобилестроение | 5,7 |
Специальные покрытия | 5,0 |
Транспортное машиностроение | 4,8 |
Станкостроение | 0,7 |
Прочее потребление | 4,8 |
Как следует из представленных данных, лидирующими направлениями применения лакокрасочных материалов в России являются строительство и рынок продукции для населения. В промышленном секторе основные объемы потребления приходятся на автомобилестроение и мебельную промышленность.
В региональном разрезе более 30% суммарного потребления приходятся на Центральный экономический район; по 12% - на Поволжский и Уральский районы и около 9% - на Северо-Кавказский и Западно-Сибирский районы.
Несмотря на условность усредненной цены на лакокрасочную продукцию, некоторые характерные особенности российского рынка ЛКМ она отражает. Данные по уровню усредненных цен за 1998-2000 гг. представлены в табл. 3
Таблица 3
Цена | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Внутренняя цена, долл./ тонну | 1369,1 | 625,3 | 716,8 |
Экспортная цена, долл./ тонну | 1856,0 | 1082,8 | 993,8 |
Импортная цена, долл./ тонну | 1578,0 | 1526,2 | 1235,5 |
Состояние усредненных годовых цен на лакокрасочную продукцию российского рынка свидетельствует об активных действиях отечественных производителей по усилению собственных позиций как на внутреннем, так и на внешних рынках данной продукции путем осуществления гибкой ценовой политики. Однако внутренние инфляционные процессы все же определили рост цен в 2000 г. по сравнению с 1999 г. почти на 15%. В то же время иностранные поставщики лакокрасочных материалов, заинтересованные в присутствии собственной продукции на российском рынке , за рассматриваемый период обеспечили снижение средней импортной цены более чем на 19%.