09/07/2001

Состояние рынка и производства лакокрасочных материалов

Основное назначение лакокрасочных материалов (ЛКМ) – защита промышленных изделий от воздействия окружающей среды и декоративное оформление товаров промышленного производства. ЛКМ – один из важнейших видов химической продукции, наиболее близкой к реальному рынку товаров.

Мощности по выработке ЛКМ – продукции широкого спектра потребления - размещены фактически во всех регионах Российской Федерации, в том числе:  0,5% суммарной мощности сосредоточено в Северном экономическом районе; 5,1% - в Северо-Западном; 30,1%. –  в Центральном; 3,8 – в Волго-Вятском; 7,1 – в Центрально-Черноземном; 5,8 – в Поволжском; 31,8 -  в Северо-Кавказском; 9,5 – в ральском; 2,6 – в Западно-Сибирском; 2,9 – в Восточно-Сибирском; 0,8 – в Дальневосточном.

В 2000 г на Северный экономический район приходилось 2,3% суммарного объема производства лакокрасочных материалов, Северо-Западный – 1,7%; Центральный 37,8; Волго-Вятский – 5,8; Центрально-Черноземный – 12,0; Поволжский – 5,6; Северо-Кавказский – 23,9; Уральский – 6,9; Западно-Сибирский – 2,2; Восточно-Сибирский – 1,7; Дальневосточный – 0,1.

Состояние внутреннего рынка лакокрасочных материалов за 1998-2000 гг. может быть охарактеризовано данными табл. 1

Таблица 1

Основные параметры рынка лакокрасочных материалов

Показатель 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Производство, тыс. т. 500,1 600,0 630,0
Экспорт, тыс. т 15,7 30,1 39,0
Импорт, тыс. т 157,5 102,2 147,6
Внутренний рынок, тыс. т 641,9 672,1 738,6
Доля экспорта в производстве, % 3,1 5,0 6,2
Доля импорта в потреблении, % 24,5 15,2 20,0

Как следует из данных таблицы для периода 1998-2000 гг. характерна тенденция увеличения емкости внутреннего рынка с одновременным усилением позиций российских производителей на внешних рынках, в основном стран СНГ.

Состояние импорта ЛКМ в России за этот же период в значительной степени связано с общеэкономическим  положением внутри страны. Финансовый кризис   1998 г. определил поворот российских потребителей к отечественной продукции и сокращение объемов импорта лакокрасочных материалов в 1999 г.

Однако, уже в 2000 г. доля  импорта ЛКМ во внутреннем потреблении вновь приблизилась к докризисным параметрам. Это во многом свидетельствует об активной конкуренции и высокой заинтересованности иностранных продуцентов в упрочении собственных позиций на российском рынке.

Рост внутреннего спроса на лакокрасочные материалы в 1999 и 2000 гг. связан с позитивными тенденциями в экономике России и, прежде всего, в машиностроении, мебельной промышленности, в ремонтно-строительном комплексе. Однако в целом показатели российского рынка лакокрасочных материалов значительно уступают показателям рынков ЛКМ наиболее развитых стран. Так, среднедушевое потребление ЛКМ в целом по РФ составляло в 1999 г. 4,6 кг  и колебалось от 10,8 кг для Москвы до 2,4 кг для Республики Мордовия и 1,3 кг для Республики Адыгея.

Основные направления применения ЛКМ российского рынка в целом соответствуют мировым. Оценочная структура потребления лакокрасочных материалов за 2000 г. приведена в табл. 2.

Таблица 2

Структура потребления лакокрасочных материалов в 2000 г.

Сфера потребления Доля в общем объеме, %
Российская Федерация, всего 100,0
В том числе  
Промышленное и гражданское строительство 30,9
ЛКМ промышленного назначения 29,8
ЛКМ для бытового потребления 24,2
Производство лакокрасочных материалов (лаки, олифы для эмалей, красок) 18,1
Производство мебели 8,8
Автомобилестроение 5,7
Специальные покрытия 5,0
Транспортное машиностроение 4,8
Станкостроение 0,7
Прочее потребление 4,8

Как следует из представленных данных, лидирующими направлениями применения лакокрасочных материалов в России являются строительство и рынок продукции для населения. В промышленном секторе основные объемы потребления приходятся на автомобилестроение и мебельную промышленность.

В региональном разрезе более 30% суммарного потребления приходятся на Центральный экономический район; по 12% - на Поволжский и Уральский районы и около 9% - на Северо-Кавказский и Западно-Сибирский районы.

Несмотря на условность усредненной цены на лакокрасочную продукцию, некоторые характерные особенности российского рынка ЛКМ она отражает. Данные по уровню усредненных цен за 1998-2000 гг. представлены в табл. 3

Таблица 3

Цена 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Внутренняя цена, долл./ тонну 1369,1 625,3 716,8
Экспортная цена, долл./ тонну 1856,0 1082,8 993,8
Импортная цена, долл./ тонну 1578,0 1526,2 1235,5

Состояние усредненных годовых цен на лакокрасочную продукцию российского рынка свидетельствует об активных действиях отечественных производителей по усилению собственных позиций как на внутреннем, так и на внешних рынках данной продукции путем осуществления гибкой ценовой политики. Однако внутренние инфляционные процессы все же определили рост цен в 2000 г. по сравнению с 1999 г. почти на 15%. В то же время иностранные поставщики лакокрасочных материалов, заинтересованные в присутствии собственной продукции на российском рынке , за рассматриваемый период обеспечили снижение средней импортной цены более чем на 19%.


Другие новости этого раздела:

04/09/2023

В Ульяновской области запустят лакокрасочное производство

24/06/2022

Tikkurila уходит из РФ

16/06/2022

Gabriel-Chemie представляет новейшие трендовые цвета в мире пластмасс

31/05/2022

Российские производители экономят краску для упаковки

21/04/2022

Akzo Nobel публикует результаты за первый квартал 2022 года

23/03/2022

Lanxess повышает цены на неорганические пигменты

04/03/2022

Эксперты обсудили актуальные вопросы лакокрасочной промышленности

02/02/2022

BASF назвал самые популярные цвета автомобилей в 2021 году

17/12/2021

Производители красок переходят на упаковку с использованием переработанного сырья

25/11/2021

BASF планирует продавать новые лаки Glasurit® на российском рынке

17/09/2021

AkzoNobel объявила ключевым цветом 2022 года «Ясное небо»

02/09/2021

Lanxess повышает цены на неорганические пигменты

12/05/2021

В Европе растет популярность синих автомобилей

20/02/2021

На рынке появилась грунт-эмаль ЭВОПОЛ-12 - DTM-материал для нефтегазовой отрасли

15/02/2021

BASF назвал самые популярные автомобильные цвета 2020 года