08/01/2002

«Осторожно, окрашено!», или Почему наши газеты становятся цветными

«Осторожно, окрашено!», – рекламный слоган кампании, проведенной осенью 2001-го «Комсомольской правдой». Эта в прошлом черно-белая газета, как и многие общепопулярные издания в России, стала цветной. Похоже, цветное будущее предсказано не только изданиям-миллионерам: у монохромности в печати такая же грустная судьба, как и у черно-белого телевидения.

Закончившийся 2001 год прошел для многих работников Министерства по делам печати под знаком повышения цветности российской прессы. Весь этот год в соответствии со специально утвержденной программой Минпечати вело работы по повышению красочности газетной печати и по обеспечению перевода общероссийских газет в подведомственных издательско-полиграфических комплексах на офсетный способ печати.

«Установленная на 2001 год программа работ предусматривает обеспечение технических возможностей офсетной печати газет в формате А2 на всех подведомственных издательско-полиграфических комплексах, децентрализованно выпускающих общероссийские газеты», – цитируем решение Коллегии Минпечати № 3/2 от 26 июня 2001 г.

Чем больше зеленых яблок, тем больше желтых и красных

Если существует наука под названием «история потребительской культуры», то наверняка ее столпом является мысль: «Резкое перемещение продукта из числа предметов роскоши в обычную потребительскую корзину связано с экстремальным ростом потребления этого продукта». Чем больше мы печатаем и читаем газет, тем «цветнее» они становятся. А читать мы стали больше. Или чаще, что применительно к повышению тиражей одно и то же.

При этом уровень потребления бумаги в России по-прежнему составляет меньше 10 килограммов на одного человека в год, что в 20 раз ниже европейского стандарта. А ведь нас с детства учили, что мы – самая читающая страна. Делаем вывод – мы бережно относимся к той бумаге, которую купили, а европейцы выбрасывают печатную продукцию легче и, соответственно, чаще. Но шутки в сторону. Названный общий показатель свидетельствует, что есть отложенный спрос на целлюлозно-бумажную продукцию, и в ближайшие годы следует ожидать неуклонного повышения спроса на все виды продукции целлюлозных комбинатов (использующих химикаты, о которых пишет rcc.ru, направо и налево) и издательских комплексов, столь активно при поддержке Минпечати использующих краски (о которых на своем сайте «Лаки, краски» пишет rcc.ru). Расцвет целлюлозно-бумажного и издательского дела неизбежен, он уже начался, а связано это прежде всего с улучшением общеэкономической ситуации и повышением покупательского спроса населения.

Колбасы и бумаги становится больше, и то и другое – российское

Следует отметить, что 99% потребностей внутреннего рынка в газетной бумаге покрывается внутренним производством.

Динамика производства бумаги в Российской Федерации (1991 – 2000 год), тыс. т

А вот как соотносится бумага всех видов и газетная.

Динамика производства бумаги в России, в том числе газетной, за последние 6 лет предыдущего тысячелетия, тыс. т


Свыше 50% выпускаемой в России бумаги идет на газеты. Учитывая описанные выше размеры экономической ниши, тенденции роста и тот факт, что бумага является для современного человека таким же продуктом первой необходимости, как и хлеб, можно утверждать, что отрасль является более чем стабильной, и всем смежным производствам, прежде всего химическому и лакокрасочному, гарантирован в этом направлении уверенный рост.

Результаты 2001 года еще подсчитываются, но первые прогнозы повторяют тенденцию, наметившуюся в году 2000-м. Тогда объем производства газет увеличился на 14 %, журналов – на 26 %, школьных и общих тетрадей – на 21 и 37 % соответственно, потребительской бумаги – примерно на 3%.

Залог небывалых успехов

В России полтора десятка лесохимических и около 170 целлюлозно-бумажных предприятий. Имеющиеся производственные мощности в целлюлозно-бумажной промышленности, по разным оценкам, используются на 35-50 %. Износ активной части основных фондов составляет 60 – 70 %. Для сравнения: износ основных фондов в химической промышленности России составляет около 80 процентов.

Технологическое оборудование на на каждых восьми из десяти целлюлозно-бумажных комбинатах закуплено в других странах и не обновлялось в течение примерно 20 лет. Около 80% варочных котлов непрерывного действия находятся в эксплуатации свыше 25 лет, половина варочных котлов периодического действия трудится свыше 45 лет. Лишь 10% основного технологического оборудования соответствуют мировому уровню.

Россия, которая до перестройки занимала 4 место в мире по производству бумаги и картона, находится сегодня на 18 месте. Вместе с тем в последние два года в отрасли прекратился спад производства, сейчас она находится в зоне стабильности и в ожидании рывка.

С учетом всего сказанного выше можно утверждать, что на обширные инвестиции можно рассчитывать не только производителям газетной бумаги и красок для офсетной печати, но и поставщикам/ производителям оборудования.

Интересно, что Коллегия Минпечати, решение которой касательно цветности было процитировано в начале статьи, решение «станочной» проблемы также предусмотрела:

«Рекомендовать руководителям подведомственных издательско-полиграфических комплексов при разработке технических проектов техперевооружения газетного производства рассматривать приоритетное использование отечественного печатного оборудования производства ОАО «КПЦ Полиграфмаш».

Но, видимо, собственных сил таки на все не хватит, по крайней мере уже через два месяца министерство дает отмашку на ввоз в Россию высококлассного импортного оборудования: «…подготовить и направить в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения по изменению сроком на 2–3 года действующего налогового и таможенного законодательства, предусмотрев при этом льготные условия ввоза в Российскую Федерацию не производимых в стране или по своим качественным характеристикам не имеющих отечественных аналогов нового полиграфического оборудования, запчастей к нему, а также печатных сортов бумаги». (Решение Коллегии МПТР России № 4 от 28 августа 2001 г. «О мерах государственной поддержки периодических печатных изданий».)

Интересно, что государство «продвигает» краски, химию и новое оборудование для производителей бумаги не только решениями правительства и налоговыми льготами: большие надежды возлагаются на информационное давление. Теми же документами «Российской газете» и ВГТРК предписано «обеспечить планомерное освещение проблем производства и распространения периодической печати в Российской Федерации».

Производство целлюлозы, бумаги и картона в за последние 2–3 года значительно возросло на большинстве предприятий отрасли, в частности, Усть-Илимском ЛПК, Архангельском, Котласском, Соломбальском ЦБК, Братском, Сыктывкарском ЛПК, в ОАО «Волга». Проведена модернизация производства на Светогорском, Соликамском, Кондопожском, Архангельском ЦБК, Сыктывкарском ЛПК, что дает основание предположить, что в ближайшем времени выпуск всех видов бумаги вырастет, по качеству она будет отвечать мировым стандартам, а наши газеты будут радовать нас цветными новостями.


Другие новости этого раздела:

04/09/2023

В Ульяновской области запустят лакокрасочное производство

24/06/2022

Tikkurila уходит из РФ

16/06/2022

Gabriel-Chemie представляет новейшие трендовые цвета в мире пластмасс

31/05/2022

Российские производители экономят краску для упаковки

21/04/2022

Akzo Nobel публикует результаты за первый квартал 2022 года

23/03/2022

Lanxess повышает цены на неорганические пигменты

04/03/2022

Эксперты обсудили актуальные вопросы лакокрасочной промышленности

02/02/2022

BASF назвал самые популярные цвета автомобилей в 2021 году

17/12/2021

Производители красок переходят на упаковку с использованием переработанного сырья

25/11/2021

BASF планирует продавать новые лаки Glasurit® на российском рынке

17/09/2021

AkzoNobel объявила ключевым цветом 2022 года «Ясное небо»

02/09/2021

Lanxess повышает цены на неорганические пигменты

12/05/2021

В Европе растет популярность синих автомобилей

20/02/2021

На рынке появилась грунт-эмаль ЭВОПОЛ-12 - DTM-материал для нефтегазовой отрасли

15/02/2021

BASF назвал самые популярные автомобильные цвета 2020 года