25/12/2008

Ученые из Великобритании объединили галлий и уран

23 декабря 2008 года, по сообщению британского портала Chemistry World, группе ученых из Великобритании удалось объединить галлий и уран.

Демонстрация молекулы первого соединения галлия и урана, по мнению ученых, может пролить свет на то, как взаимосвязанные карбеновые лиганды (атомы, ионы или молекулы, непосредственно связанные с одним или несколькими центральными атомами металла в комплексном соединении) выборочно отделяют уран от лантанид. Это важно для поиска эффективных методов очищения ядерных отходов. Молекула с урановым соединением, создана исследовательской группой под руководством Стива Лиддла в Nottingham University (Великобритания) в сотрудничестве с Камероном Джонсом из Monash University (Австралия).

В ходе эксперимента, данные, полученные в результате просвечивания рентгеном кристаллической структуры, показали, что соединение не зависит от поддержки связующего атома водорода, т.е. уран и галлий соединены непосредственно друг с другом. Чтобы убедиться, что это именно так, ученые были вынуждены использовать компьютерное моделирование. Этот конструктивный подход показал, что в соединении не только отсутствует соединительный атом водорода, но при этом структура обладает сигма- и пи-свойствами. «Это первое наблюдение пи-связующей способности между низковалентной группой металлов и f-элементами», – отмечает Стив Лиддл. При этом, по словам ученого, это открытие и его практическое применение разделяет еще «астрономическое расстояние».

Исследователь выразил надежду, что открытие его команды будет полезно химикам, которые пытаются сконструировать новые виды лиганд для очищения ядерных отходов. «Открытие наглядно демонстрирует возможность существования металл-металл соединений. Это абсолютно новое, необычное химическое соединение», – подчеркивает исследователь.

Лантано́иды (лантани́ды) — семейство из 14 химических элементов с порядковыми номерами 58-71, расположенных в VI периоде системы Менделеева за лантаном и сходных с ним по свойствам. Включают в себя: церий, празеодим, неодим, прометий. Самарий, европий, гадолиний, тербий, диспрозий, гольмий, эрбий, тулий, иттербий, лютеций. Вместе со скандием и иттрием входят в состав редкоземельных элементов.