29/08/2013

«Башкирская химия» автоматизируется

В УК «Башкирская химия» входят нескольких химических и нефтехимических предприятий: БСК (г. Стерлитамак), «Березниковский содовый завод» (г. Березники), производящий кальцинированную соду из карбонатных пород, и «Транснефтехим» (Москва), оказывающий транспортно-экспедиторские услуги по внутренним, экспортным, импортным и транзитным перевозкам грузов. В состав образованной недавно БСК (Башкирской содовой компании) вошли два прежде отдельных предприятия: производственная площадка № 1 (ранее «Каустик»), где выпускают каустическую соду, ПВХ, кабельные пластикаты и др., и производственная площадка № 2 (ранее «Сода»), специализирующаяся на выпуске кальцинированной соды, бикарбоната натрия, белых саж и другой продукции.

Поскольку целью УК «Башкирская химия» является дальнейшее развитие предприятий, в нее входящих, и координация их деятельности, было необходимо перейти от автоматизации каждого отдельного предприятия к автоматизации всей структуры в целом. Поэтому в компании сразу задумались о внедрении подходящего инструмента.

«У компании не было нужды кардинально менять бизнес-процессы, методологию управления предприятиями, а такого не миновать при внедрении большинства крупных зарубежных систем, — поясняет проблемы выбора Михаил Самодуров, директор ИТ-департамента компании «Башкирская химия», в интервью журналу «Директор информационной службы». — Разнородная структура активов и высокий риск снижения управляемости заставили отказаться от изменения принципов управления, и было принято решение о внедрении системы на базе «Галактика ERP». Мы решили все поставленные задачи, автоматизировав учет сложного с точки зрения взаимосвязей процессного производства, все основные и вспомогательные бизнес-процессы».

Проект по внедрению учетной системы на базе «Галактика ERP» был начат в 2009 году на заводе «Каустик», где функционировала достаточно «экзотическая» для России система MAX компании Fujitsu конца 80-х годов. На общем фоне это было достаточно передовое предприятие в плане автоматизации деятельности на базе MRP-II. После первых успехов на «Каустике» начали реализовывать проект на заводе «Сода». Там вплоть до 2010 года функционировали более 200 автоматизированных рабочих мест самостоятельной разработки, в том числе на базе ОС DOS, только логистика была частично автоматизирована на основе продукта компании «1С». Деятельность бухгалтерии Березниковского содового завода, на котором проект стартовал только в 2012 году, была автоматизирована с помощью продукта компании «1С», а оперативного учета практически не велось, и многие первичные документы были только в бумажном виде. За прошедшее время на базе системы ERP были автоматизированы все основные участки финансово-хозяйственной деятельности предприятий: сбыт, снабжение, склады, производственная логистика, управление качеством, финансы, бухучет, зарплата и кадры, капитальное строительство, автотранспорт и др.

Проект на «Каустике» закончили в 2012 году расчетом себестоимости. Проект на «Соде», хотя и начат на год позднее, уже практически завершен. В транспортной компании внедрение системы завершили в 2011 году, решив параллельно задачу интеграции с системой «ЭТРАН» РЖД. Сегодня система охватывает уже все производственные площадки.

Одной из основных целей внедрения ERP является управление затратами. Эта же задача стоит и при автоматизации работ по поддержанию оборудования в работоспособном состоянии: необходимо обеспечить его надежное функционирование, планирование потребностей в ресурсах, учет затрат на ремонт и профилактику.

Внедрение системы управления активами предприятия (ЕАМ) считается одним из самых сложных проектов и обычно отнимает не меньше времени и усилий, чем внедрение ERP. Основная фаза внедрения системы управления ремонтами и техническим обслуживанием оборудования (ТОРО) в БСК уже позади. «Два с половиной года назад мы начали исследовать рынок, рассмотрели много EAM-систем. В большинстве случаев это отдельные решения, содержащие много функциональности, не востребованной в ERP-системе. При этом многие функции, присутствующие в одной системе, могут отсутствовать в другой, и системы имеют разную степень интегрируемости с ERP, а такая интеграция все-таки необходима — удобно использовать общие справочники, автоматически создавать документы и т. п., — рассказывает Самодуров. — Несмотря на то что «Галактика ЕАМ» на тот момент только вышла на рынок, было принято решение внедрять именно ее. По нашему мнению, эта новая разработка позволит решить задачи планирования ремонтов, к тому же система достаточно просто интегрируется с ERP».

Система запущена в опытно-промышленную эксплуатацию, и уже по производственной площадке № 1 рассчитан график планово-предупредительных ремонтов на 2014 год. Но чтобы выйти на этот результат, за прошедшие два года была создана база данных объектов ремонтов и нормативов, то есть выполнена самая объемная работа, которая определяет успех проекта ТОРО на 90 %. Реализация проекта осложнялась тем, что зачастую документацию по части оборудования приходилось долго разыскивать или восстанавливать по аналогам.

С 2014 года EAM-система должна заработать в полном объеме, для чего накапливается вся информация о проведенных ремонтах. А объектов ремонта насчитывается порядка 150 тысяч. Накопленная информация позволит создавать и оптимизировать графики планово-предупредительных работ, на основе которых будет осущест¬вляться дальнейшее планирование — подготовка годового ремонтного фонда, создание дефектных ведомостей, формирование смет и т. д. «Появилась возможность анализировать затраты на конкретный объект, конкретные единицы оборудования, а не только на основное средство, установку или цех, и принимать решение о покупке нового оборудования или ремонте старого», — поясняет достигнутые результаты Самодуров. Также в системе ведутся журналы наработки оборудования, дефектов и отказов. Часть информации поступает автоматически из систем автоматизации производства. «Одна из основных наших задач — максимально перейти с планово-предупредительных ремонтов на ремонты по фактическому состоянию. Это общемировая тенденция. Для контроля устанавливают системы диагностики, производят анализ наработок и отказов оборудования. Это многолетняя работа, бесконечный итерационный процесс — не только оптимизация управления ремонтами, но и совершенствование методологии, созданных систем, наполнение их функциональностью», — говорит он.

Обслуживание ИТ-инфраструктуры в группе компаний осуществляется по внутренним стандартам на всех уровнях. Методики сопровождения на всех предприятиях одинаковы, и компания в основном опирается на собственные ИТ-силы. Самодуров рассказывает: «Сейчас подумываем перейти на сервисную модель работы ИТ-службы, это обусловлено ростом стоимости тех систем, которые уже запущены и внедряются. Многие думают, что, закупив самую совершенную в мире систему, они смогут сэкономить на обслуживании. Это не так. Без учета ТСО будущее любых проектов печально. Мы поняли, что необходимо переходить на ресурсно-сервисную модель, где, помимо штата, закрывающего все направления, нужен качественный сервис, основанный на уникальных компетенциях, а не на количестве сотрудников в ИТ-службе. И мы явно ощущаем, что требования к компетенциям по поддержке систем уже перерастают наши возможности».

В 2012 году на площадке № 2 запустили систему Service Desk — Help Desk и управление изменениями, постепенно приучая ИТ-сотрудников, пользователей, заказчиков к сервисной модели. Эта модель будет тиражироваться, ожидается переход на ITSM в части создания каталога услуг, соглашения об уровне обслуживания (SLA) и других соглашений, чтобы устранить дисбаланс между реальным качеством услуг и их количеством. В дальнейшем возможно выделение ИТ-службы в отдельную сервисную единицу.


Другие новости этого раздела:

13/06/2018

Воронежская площадка «Сибура» начала использовать техническое зрения для сортировки продукции

30/05/2018

«Сибур» применил на производстве систему технического зрения для сортировки продукции

10/05/2018

«Сибур» использует Big Data для улучшения качества БОПП-пленок

22/03/2018

Addcon и BASF разработали решение для продажи реагентов на Amazon

12/03/2018

«Сибур» запустил проект по цифровизации логистики

20/02/2018

«Северо-Западная Фосфорная Компания» внедрила систему позиционирования персонала и техники подземного рудника

25/01/2018

«СЗФК» внедряет автоматизированную систему управления ремонтами и обслуживанием оборудования

22/12/2017

«Томскнефтехим» запустил дроны для аэромониторинга производства мономеров

14/12/2017

«Башнефть» внедрила СУУТП

02/11/2017

BASF запускает суперкомпьютер для исследований

12/10/2017

«Уралхим» оптимизировал закупки

05/10/2017

«Акрон» представил аграриям современные цифровые решения и инновационные разработки для развития сельхозпроизводств

18/09/2017

«Фосагро» внедрила решение по оценке персонала

11/09/2017

«Томскнефтехим» установил систему мониторинга на хранилище этилена

07/09/2017

BASF на базе SAP объединяет партнеров в глобальную сеть