15/06/2001

ЕС принимает антидемпинговые меры на импорт мочевины из россии и решения UAN в польше

Согласно официальному изданию Европейского Союза L 127 от 9 мая 2001 г. Европейский Союз завершил два независимых расследования по импорту мочевины из России и по решениям UAN в Польше. Приняты решения по усилению антидемпинговых мер на следующий пятилетий срок.

«Эти решения очень своевременны, – сообщил доктор Helmuth Aldinger, генеральный директор EFMA. – Оба расследования обнаружили, что данная часть индустрии Европейского Союза была реструктурирована и продолжает требовать дополнительных инвестиций для эффективной деятельности в данном секторе рынка. И наоборот, промышленность России и Польши продолжают характеризоваться избыточными производственными мощностями, являющимися первопричиной демпинга».

Спустя более десяти лет после падения коммунизма, Россия, Польша и другие восточноевропейские страны до сих пор не могут внедрить у себя полноценные рыночные структуры и полноценные рыночные взаимоотношения. Россия и Польша, к примеру, продолжают искусственно устанавливать государственные цены на газ. Недостаток структурных реформ в промышленности и затянувшийся кризис сельского хозяйства в этих странах являются постоянной угрозой демпинга западноевропейскому рынку.

Прогноз по потреблению удобрений, используемых в ЕС

После изменения CAP ожидается снижение уровня потребления удобрений с его постепенной стабилизацией после 2006 года. Прогноз на 2009 год планирует использование на европейских фермах 9,1 млн тонн азотных удобрений, 3,2 млн тонн фосфорных и 3,9 млн тонн калийных удобрений.

Эти цифры говорят о длительном снижении потребления минеральных удобрений: 20% азотных, 50% фосфорных и 35 % калийных, после пика потребления в 70 – 80-х годах. Разнообразие форм организации фермерских хозяйств, различие климатических и природных условий характерно для стран ЕС. В течение последующих десяти лет существенное уменьшение использования удобрений ожидается в Нидерландах и, в меньшей степени, в Дании. В Дании к настоящему времени уже заметно снизилось потребление удобрений.

В этих странах животноводство производит большое количество питательных веществ, содержащихся в навозе, эффективно используемом фермерами для поддержания плодородия почв. Чрезвычайные погодные условия 1998-1999гг. привели к относительному уменьшению потребления азотных удобрений и к сравнительному увеличению использования фосфорных и калийных удобрений. В среднем, в ЕС ожидается уменьшение применения азотных, фосфорных и калийных удобрений на 7%, 10%, 4% соответственно в течение следующих десяти лет.

Торговая и экономическая политика

Рынки Сообщества будут открыты для конкуренции поставщиков из третьих стран. Однако, этим конкурентам придется играть по правилам и придерживаться принципов свободной и честной торговли. Как показывают различные случаи демпинга, эти принципы не всегда использовались в прошлом.

Индустрия по производству удобрений в ЕС нуждается в надежной системе законов и правил для обеспечения свободной и честной торговли с третьими странами. В этом контексте промышленность ЕС попадает под действие торговых норм ЕС, международных соглашений, правил, установленных ВTO. Любые отклонения от этих правил могут вызвать серьёзные искажения в системе торговли и, в результате, причинить серьёзный вред промышленности Европейского Сообщества.

Антидемпинг

Антидемпинговые меры явились, во-первых, следствием перепроизводства, существующего в соседних странах и, во-вторых, были необходимы из-за уже сложившегося уровня цен, описанного в предыдущей части. Рынок удобрений в ЕС является в настоящее время и будет в будущем уязвим для импорта по демпинговым ценам.

EFMA выиграла судебные процессы по шести случаям демпинга в течение последнего десятилетия. Эти случаи затрагивали удобрения, ввезенные из различных стран мира: мочевина, нитрат аммония, аммиакаты мочевины. В настоящее время действуют защитные меры против некоторых восточноевропейских стран и некоторых стран СНГ.

В 1995 году EFMA подала апелляцию в суд первой инстанции Европейского Сообщества по случаям демпинга против российской мочевины и нитрата аммония. В обоих случаях EFMA оспаривала минимальную импортную цену (MIP), установленную Советом Европы. Решение суда ожидалось в конце 1997 года или в начале 1998 года. Антидемпинговые нормы ЕС в полном соответствии с правилами ВTO осуждают демпинг, наносящий вред промышленности Сообщества. Однако это не защитный инструмент, нацеленный на защиту рынка или прибыли промышленности ЕС, это – торговый инструмент с корректирующей функцией по исключению опасного демпинга, искажающего свободную и честную торговлю.

Международные соглашения

В рамках всеобщей системы торговых предпочтений (GSP), система фиксированного количества товара, освобожденного от таможенных пошлин и предельных цен была отменена в целях дифференцированного уменьшения таможенных тарифов в зависимости от вида товара. Эта система продолжает применяться только в отношении бывшей Югославии.

Несмотря на то, что импорт в Европейский Союз либерализован, доступ во многие третьи страны остается сложным. Высокие таможенные пошлины, дополнительные сборы и сертификаты качества искажают и ограничивают торговлю. Взаимная либерализация является первоочередной целью.

Инициатива доступа к рынку

В 1996 году Комиссия объявила о новой профилактической инициативе доступа к рынку, которая была одобрена индустрией удобрений в странах ЕС. Доступ к рынкам третьих стран является исключительно важным для этой промышленности. Согласно этой инициативе барьеры для широкой мировой торговли, включая защиту торговых внешних границ ЕС, будут ослаблены. Идея состояла в том, что в то время, как европейские рынки будут открыты, европейские компании получат равные возможности для своей деятельности за границей.

Эта инициатива провозгласила рынок ЕС одним из наиболее открытых рынков в мире и, таким образом, третьи страны аналогично должны открыть свои рынки.

Фактор конкуренции

В то время, как почти все страны имеют свои собственные производства минеральных удобрений с целью обеспечения экологической чистоты производимой сельскохозяйственной продукции, никто в важнейших производственных регионах не может использовать существенные преимущества, влияющие на независимую конкуренцию. На самом деле, все страдают от преград и барьеров того или иного свойства.

Конкуренция в производстве азотных удобрений в важнейших производственных регионах.

  ЕС Китай Россия Восточная Европа (*) США Ближний Восток
Технология современная много небольших заводов требует переоснащения требует переоснащения современная современная
Промышленное сырье главным образом природный газ в основном уголь природный газ главным образом природный газ природный газ природный газ
Стоимость энергии высокая острая нехватка дешёвой энергии низкая высокая/средняя средняя очень низкая
Энергетическая эффективность высокая низкая низкая средняя высокая высокая
СО2 выбросы/установка N низкие очень высокие высокие высокие/средние низкие низкие
Логистика передовая транспортные проблемы неэффективность несколько портов меньше передовой передовая передовая
Близость к рынкам близость близость удаленность близость или среднее расстояние близость удаленность
Прибыльность 1995 средняя низкая очень низкая низкая/средняя высокая высокая

Конкуренция в производстве фосфорных удобрений в важнейших производственных регионах

  ЕС Китай Россия Восточная Европа (*) США Северная Африка(10)
Производство фосфатной породы 1996 (9)
0,7
29,0
8,7
0,0
44,7
33,9
Собственник в основном частный в основном государство в основном государство государство/частный частный в основном государство
Прибыльность 1995 низкая низкая очень низкая низкая высокая средняя

* – Отражена ситуация в восточноевропейских странах, в т.ч. в новых независимых государствах (исключая Россию)

Конкуренция в производстве удобрений внутри ЕС

После завершения глубокого процесса реструктуризации в начале 90-х годов, индустрия удобрений в ЕС стала конкурентоспособной и прибыльной индустрией. Существуют четыре фактора, которые принимаются во внимание при оценке производственных затрат:

  • стоимость производства аммония;

  • стоимость получения готовой продукции из аммония;

  • стоимость перевозки продукции от производителя к потребителю, и

  • стоимость мер по охране здоровья, окружающей среды и безопасности (HES).

Главным элементом затрат на производство аммония является цена сырья. Самая важная часть сырья – природный газ. Цены на природный газ зависят от региона мира. Есть регионы с низкими ценами, например Персидский залив, к регионам с высокими ценами относится ЕС, где цены в 5-6 раз выше. Североамериканские цены на газ в течение длительного периода времени сохранялись на достаточно низком уровне, однако за последние 3-4 года они достигли западноевропейского уровня. Поэтому Северная Америка сейчас уже не относится к регионам с низкими ценами на газ. Россия, крупнейший поставщик газа в мире, поставляла газ своей собственной промышленности, производящей минеральные удобрения по чрезвычайно низким ценам вплоть до конца 1993 года. Перед распадом Советского Союза она поставляла газ своим партнёрам по Comecon также по очень низким ценам. Официальные российские цены на газ значительно выросли в последние годы и сейчас бывшие страны Comecon и страны СНГ получают газ по примерно тем же ценам, что и потребители в Западной Европе.

Хотя Западная Европа является регионом с высокими ценами на газ, её относительное положение за последние 4-5 лет изменилось из-за роста цен в Северной Америке, Восточной Европе, странах СНГ. Когда производится оценка стоимости газа при производстве аммония, необходимо принимать во внимание расход газа на тонну аммония. Российские и восточноевропейские производители потребляют на 30-40% газа больше своих западноевропейских конкурентов. Это предполагает, что стоимость газа для российской промышленности, производящей аммоний, базируется на официальных ценах на газ, которые не намного меньше западноевропейских цен и восточноевропейские производители, возможно, имеют суммарно большую стоимость газа для производства тонны аммония. Поэтому аммоний, произведенный в Западной Европе, имеет поэтому более низкую себестоимость, чем аммоний, произведенный в России.

Raison d'etre западноевропейской индустрии минеральных удобрений заключается в обеспечении европейского сельского хозяйства высококачественной конкурентособной подкормкой для растений и подразумевает получение от этого прибыли. Так как удобрение является объемным и тяжелым продуктом, стоимость погрузо-разгрузочных работ и транспортировки высока. Поэтому размещение производства как можно ближе к конечному потребителю является важной задачей с точки зрения доставки продукции. С точки зрения логистики индустрия размещена идеально для обслуживания своих клиентов. Маловероятно, что индустрия по производству удобрений другого региона сможет обеспечить европейское сельское хозяйство, предоставив лучшие цены. Фермер оплачивает затраты на логистику в размере 20% от стоимости удобрения, произведённого в Европе. Доля аналогичных расходов на продукцию, произведённую в других местах, будет значительно выше.

Анализ конкурентных возможностей промышленности по производству удобрений в странах ЕС показывает следующие слабые места:

  • отсутствие конкурентоспособного энергетического рынка;

  • незначительные внутренние фосфатные сырьевые ресурсы;

  • высокая стоимость затрат на здоровье, охрану окружающей среды и безопасность (HES) при сравнении с другими производственными регионами.

С другой стороны, промышленность по производству удобрений в странах ЕС имеет неоспоримые преимущества:

  • современная технология, как результат, высокоэффективное производство;

  • эффективное энергопотребление при производстве;

  • высокоразвитый рынок удобрений;

  • развитая логистическая и дистрибьюторская сети;

  • квалифицированная рабочая сила.

Западноевропейская индустрия по производству удобрений после своей реструктуризации стала эффективным поставщиком для западноевропейского сельского хозяйства. Что касается восточноевропейского рынка, то на нем возможны временные неблагоприятные условия для честной конкуренции из-за различий в нормативных актах и правилах торговли. В тоже время известно, что существующие в других регионах правила не всегда выполняются.

Эти регионы будут тщательно исследованы в процессе переговоров по увеличению ЕС, и кроме того, на переговорах о членстве в ВTO других регионов.


Другие новости этого раздела:

26/03/2024

Индонезия инвестирует 6 млрд долларов в производства удобрений

Ostchem запустил линию по производству карбамидо-аммиачной смеси на "Ривнеазоте"

Новый горизонт +10 метров Кировского рудника "Фосагро" ввели в промышленную эксплуатацию в Мурманской области

Проект строительства второй очереди завода минеральных удобрений «Аммоний-2» представят на заседании инвестиционного совета

19/03/2024

"Еврохим" запустил в промышленную эксплуатацию новое предприятие по производству фосфорных удобрений в Бразилии

13/03/2024

"Апатит" завершил второй этап программы развития филиала в саратовском Балакове

11/03/2024

«Тольяттиазот» подвел итоги производственной деятельности за 2023 год

В Невинномысске до конца года запустят новое производство

"Фосагро" в 2024 году планирует увеличить производство до более чем 11,5 млн тонн

Achema объявила о назначении нового генерального директора

Суд ЕС отклонил апелляцию компаний концерна "Еврохим" в деле об отмене антидемпинговых пошлин Евросоюза

«Дорогобуж» будет выпускать 12 новых марок сложных удобрений с серой

04/03/2024

Petrobras вернулась к международным переговорам по своим удобренческим активам

Индия сокращает импорт карбамида

22/02/2024

Аналитики прогнозируют рост рынка специальных удобрений