09/07/2001
Состояние рынка и производства синтетических моющих средств
Синтетические моющие средства (СМС) занимают ведущее место среди товаров бытовой химии. Примерно 40% от общего объема реализованной через розничную торговлю средств бытовой химии приходится на долю СМС.
СМС бытового и технического назначения выпускаются в трех агрегатных состояниях: порошкообразном, пастообразном и жидком. Выпуск СМС, включающий все ассортиментные группы, отслеживается по товарной композиции и мелкой фасовке.
В настоящее время СМС выпускают около 70 российских предприятий, расположенных в 30 регионах страны, из них примерно 45 производителей изготовляют продукцию в мелкой фасовке для розничной продажи населению (91% в 1999 г. и почти 95% в 2000 г. суммарного объема производства товарной композиции).
На 14 крупных специализированных предприятиях сосредоточено более 80% имеющихся мощностей, из них на долю трех ведущих (АК «Новомосковскбытхим», ОАО «Пемос» и ОАО «Эра») приходится почти 40% суммарного потенциала.
В последние три года у 12 ведущих производителей СМС сосредоточено более 90% суммарного выпуска препаратов.
Ведущее место в производственной структуре СМС устойчиво удерживают предприятия с контрольным пакетом акций западных фирм: Procter & Gamble (США) АК «Новомосковскбытхим»; Hеnkel (ФРГ) ОАО «Эра» и ООО «Хенкель-Юг», на долю которых приходилось в 1998 г. более половины суммарного производства моющих средств, в 1999 г. 26,7%, а по итогам 2000 г. 31,3%.
Основные параметры внутреннего рынка СМС в целом характеризуются данными табл. 1.
Таблица 1
Рынок синтетических моющих средств
Наименование | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Объем производства, тыс.т | 252,6 | 385,8 | 435,4 |
Экспорт, тыс.т | 3,2 | 17,9 | 29,7 |
Импорт, тыс.т | 93,4 | 43,5 | 45,2 |
Емкость внутреннего рынка, тыс.т | 342,8 | 411,4 | 450,9 |
Доля экспорта в производстве, % | 1,3 | 4,6 | 6,8 |
Доля импорта во внутреннем рынке, % | 27,2 | 10,6 | 10,0 |
Наметившиеся в 1999 г. позитивные сдвиги в производстве и ощутимое оживление потребительского спроса нашли свое продолжение в 2000 г.
Потребление моющих средств в России в 1999 г. увеличилось на 68,6 тыс. т, или на 20% по сравнению с показателями 1998 г., а в 2000 г. превысило уровень прошлого года еще на 39,5 тыс. т., то есть на 9,6%.
Достигнутый в 1999 и 2000 г. существенный рост производства СМС (152 и 113% соответственно по сравнению с предыдущим периодом) был обусловлен также значительным расширением экспортной активности предприятий. Объем реализованной на внешнем рынке продукции увеличился в 1999 г. в 5,6 раза против уровня 1998 г., а в течение 2000 г. еще в 1,7 раза по сравнению с 1999 г.
В 1999 и 2000 г. изменилась структура насыщения рынка в сторону существенного сокращения импортных поставок СМС (более чем в 2 раза против уровня 1998 г.). Использование импортных средств на внутреннем рынке сократилось с 27,2% от общего спроса в 1998 г. до 10,6% в 1999 г. и 10% в 2000 г., и, соответственно, увеличилась доля применения отечественных продуктов.
Потребительский рынок синтетических моющих средств ориентирован преимущественно на индивидуального потребителя.
Более 90% потребляемой продукции выпускается в мелкой фасовке и реализуется через розничную торговлю, остальное количество распределяется по прачечным, коммунальным хозяйствам, промышленным предприятиям и другим организациям.
В силу специфики применения СМС наиболее устойчивым сегментом рынка остаются домашние хозяйства, на которые приходится более 90% суммарного потребления СМС.
В 2000 г. уровень потребления СМС на душу населения составил 3,1 кг (при санитарно-гигиенической норме рационального потребления моющих средств 6-8 кг в год), но значительно отставал от уровня потребления в странах Западной Европы, где среднедушевое потребление СМС от 8 до 18 кг в год.
Средние цены производителей СМС в течение 1999 г. выросли на 16,6% (с 11 781 до 13 740 руб./т), а в 2000 г. на 10,1% (с 13 873 до 15 276 руб./т).
Сравнительная ценовая характеристика внутреннего и внешнего рынков за 1998-2000 гг. представлена в табл.2.
Таблица 2
Цены внутреннего и внешнего рынков, долл./т
Наименование | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. |
Средние цены на рынках России (в долларовом эквиваленте) | 778 | 520 | 520 |
Цены экспорта из России | 804 | 625 | 670 |
Цены импорта в Россию | 665 | 418 | 315 |
Экспортные цены предприятий в течение 1999 г. колебались в пределах 447-835 долл./т, а в 2000 г. с 565 до 866 долл./т.
По средним ценам импортируемых СМС в рассматриваемый период отмечена устойчивая тенденция к их снижению: в 1999 г. с 490 (в I кв.) до 390 долл./т (в IV кв.), в 2000 г. с 344 (в I кв.) до 311 долл./т (в IV кв.).
Импортные цены в этот период оставались заметно ниже внутренних, особенно в течение 2000 г., что в определенной степени повлияло на сохранение и небольшое увеличение импортных поставок в целом за 2000 г.
Из приведенных данных следует, что продукция зарубежных производителей по ценовым показателям остается серьезным конкурентом отечественным товарам.
Другие новости этого раздела:
25/04/2024
Производство метанола в России к 2035 году может вырасти в 2,4 раза
18/04/2024
Россия планирует ввести госрегулирование оборота метанола и метанолсодержащих жидкостей
04/04/2024
Производство метанола в России в 2023 году опустилось до 3,88 млн тонн
03/04/2024
Беспилотные летательные аппараты впервые атаковали предприятия на территории Татарстана
19/03/2024
Экспорт метанола из России упал в прошлом году на 25%
Производитель удобрений и солей K+S в 2023 году сократил выручку на 32%
23/01/2024
Экспорт химической продукции и каучуков из РФ в январе-ноябре 2023 года сократился на треть
09/01/2024
Объём государственной поддержки химкомплексу в 2023 году составил порядка 30 млрд рублей
Мощность сернокислотного производства на Балаковском филиале АО "Апатит" выросла на 40%
28/12/2023
05/12/2023
Пермские минудобрения восстановили производство двуокиси углерода
Метаноловый проект в Ленобласти сменил собственника
08/11/2023
Концерн Bayer AG рассматривает варианты дробления своего бизнеса
31/10/2023
"Росхим" планирует инвестировать в развитие производств около 1 трлн рублей
16/10/2023
Химический комплекс составляет около 12% от всей обрабатывающей промышленности