Add Press Release

Титан, инвестиционно-финансовая компания 23/07/2008

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)

В экономической литературе понятие «внешней экономической деятельности» не определено однозначно. В общем смысле ВЭД – совокупность производственно-хозяйственных, финансово-экономических, научно-технических, коммерческих отношений между хозяйствующими субъектами разных стран. В узком смысле ВЭД – это совокупность внешнеэкономических связей конкретной страны (фирмы) на всех существующих иерархических уровнях данной структуры (конкретное государство, конкретная фирма или организация). Предметом ВЭД выступает совокупность конкретных операций, совершаемых государством (его ведомствами), хозяйствующими организациями (фирмами) и частными лицами. Правовую основу ВЭД составляет Конституция РФ и Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», согласно которым ВЭД осуществляется в четырех видах: 1. Внешнеторговая деятельность (международный обмен товарами, услугами, работами, информацией, результатами интеллектуального труда). 2. Международное инвестиционное сотрудничество. 3. Международные производственно-хозяйственные кооперативные связи. 4. Международные кредитно-финансовые и валютно-расчетные отношения.

В ходе внешнеэкономической деятельности реализуются внешнеэкономические связи (ВЭС). ВЭС – это совокупность форм, методов и средств международного экономического сотрудничества конкретного государства с другими странами в интересах использования преимуществ международного разделения труда. Стремительное развитие внешнеэкономической деятельности предприятий обусловлено следующими причинами: Причины первого порядка: 1. Стремлением к увеличению конечной прибыли. 2. Необходимостью совершенствования и модернизации производительных сил. 3. Стремлением к выходу на международный рынок. 4. Возможностью преодоления недостатка национальных природных ресурсов. 5. Способом получения доступа к современным технологиям. 6. Потребностью в увеличении жизненного цикла промышленной продукции. 7. Возможностью разделения рисков и расходов за счет иностранного партнера. Причины второго порядка: 1. Всемирный поток информации о научно-техническом прогрессе. 2. Упрочнение связей с зарубежными потребителями. 3. Гибкость и адаптируемость современных технологических процессов.

Во всех странах внешнеэкономическая деятельность рассматривается как часть внешней политики государства, а также национальной экономической политики, поэтому подлежит регулированию со стороны государства. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – совокупность организационно-правовых, административных, экономических инструментов, обеспечивающих достижение следующих целей: стимулирование национальной экономики за счет использования преимуществ международного разделения труда и ее интеграции в мировую экономику, защита экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности. Принципы государственного регулирования ВЭД: –единство внешнеторговой политики как составной части общей социально-экономической и внешней политики страны; – единство системы государственного регулирования ВЭД и контроля за ее осуществлением; – единство таможенной территории страны; – приоритет экономических мер государственного регулирования перед административными; – обеспечение равенства всех участников ВЭД, недопущение фактов их дискриминации; – защита государством прав и законов интересов участников ВЭД; – предотвращение неоправданного вмешательства государственных органов во ВЭД, нанесение ущерба ее участникам и экономике страны в целом.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется на основе методов государственного регулирования ВЭД, представляющих собой систему взаимосвязанных инструментов, позволяющих государственным компетентным органам добиваться поставленных целей. Число таких мер постоянно растет. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешние экономические связи может быть определенным образом систематизировано. – В зависимости от направленности действия на экономические процессы: протекционистские и либерализационные. – В зависимости от характера воздействия: административные и экономические. – В зависимости от характера и разновидности применяемых приемов: таможенно-тарифные и нетарифные.

Add Press Release